Предпринимательские компетенции. Модель компетенций и качеств предпринимателя Система профессиональных компетенций предпринимателей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ управленческой деятельности компании ОАО "Сургутнефтегаз". Особенности управления производством и системы управления персоналом. Характеристика социальной политики предприятия и методов управления маркетингом. Оценка платежеспособности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2010

    Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия. Анализ использования персонала и фонда заработной платы, осуществление их планирования. Материальное стимулирование работников организации. Совершенствование управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2009

    Теория и практика социального планирования организации, управления трудовым коллективом. Концепция управления персоналом в организации. Управление персоналом через модель ключевых компетенций. Обучение, информирование и мотивация работников предприятия.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Организационно-экономическая характеристика компании, оценка финансового положения и конкурентоспособности. Анализ системы управления персоналом фирмы. Предложения по улучшению организации труда персонала, формирование эффективных принципов управления.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Анализ деятельности и организационной структуры предприятия на примере ЗАО "Саровгидромонтаж". Система организации и управления производством при введении новой техники. Расчет показателей, характеризующих экономическую эффективность данного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Анализ организационно-экономического, финансового состояния предприятия. Система управления персоналом. Предложения по построению эффективной модели мотивации работников. Социально-психологический климат коллектива. Организация маркетинговой деятельности.

    отчет по практике , добавлен 14.10.2013

    Эволюция теории управления персоналом. Сущность кадрового планирования организации. Стратегическое планирование, отыскивающее факторы, что являются ключевыми для успеха организации. Проблемы кадрового планирования; методы принятия управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

Одной из ключевых компетенцийпредпринимателя является целеполагание и его эффективность

А. Бандура считает, что постановка целей формирует самоэффективность. В его исследования совместно с Д. Шанка была выявлена роль специфики ближних и дальних целей для эффективности самообучения. Постановка выполнимых ближайших подцелей помогает повысить скорость и качество решения, сконструировать стойкое чувство собственной эффективности и интереса к решению профессиональных задач. Трудные и далекие цели уменьшают способность к самоэффективности. На основе его эмпирических исследований было выявлено, что оптимально поставленные цели должны быть: конкретными и ясными, ближними во времени и пространстве, достижимыми, чтобы заставляли упорно трудиться, поэтапно возрастающими, но структурированными в системе.

Последовательное достижение частных вспомогательных целей заставляет чаще испытывать ощущение успеха, что оказывается основной самоэффективности. Обучение в экономических вузах производится с помощью обучению данному предмету - в различных его аспектах - либо в управлении персоналом, тренингах, таймменеджменте и т.д.Байсбаев Е.А. Современные подходы к формированию ключевых компетентностей.// Вопросы педагогики, 2011, №2. С.76 Однако, пробел и проблема существует в том, что при определении целей нигде и никак не берется в расчет - не определяется параллельно - персональная и корпоративная идентификация, смысл жизни, смысл существования и деятельности компании. Таким образом, ценностный смысл существования компании должен быть совмещен с ценностным смыслом жизни данного предпринимателя и эти два понятия должны быть взаимодополняющими. Однако, поскольку, чаще всего, они существуют параллельно, то возникают кризисы среднего возраста, когда оценивается шкала достижений и человек понимает, а ради чего были сделаны те или иные достижения? Это на личностном уровне. На уровне работы компании оценивается ее миссии, как главный выразитель ее жизненных и корпоративных ценностей.

Однако, в российской практике миссия определяется часто формально. Функции же миссии состоят в выполнении заданных стратегических целей компании. Также нередко существует ситуация, когда у каждого топ-менеджера компании существует собственное видение стратегических целей компании и их достижения. Стратегические цели компании и пути их достижения призваны формировать ее корпоративную культуру, которая проявляется чрез систему ценностей и их проявлений, особой индивидуальности, которая фиксируется в социальной среде среди других агентов рынка. Существует взаимозависимость развития корпоративной культуры и специфики развития компании. Чем больше компания обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, тем больше вероятности наступления событий, что они же «вытащат» на передний рубеж по всем ярким заявленным индексируемым показателям.

Корпоративная культура призвана обеспечить конкурентоспособность компании на рынке, высокую прибыльность через создание имиджа, репутации, лояльность сотрудников к руководству и принимаемым ими решениям. Так, первой ключевой компетентностью предпринимателя является - способность грамотно осуществлять работу с целями и ценностями компании.

Второй ключевой компетентностью оказывается - коммуникативная компетентность и построение грамотной работы. Ручкина Т. В. Понятие компетентности и основные компетенции в профессиональной среде. // Экономика и социум, 2014, № 2. С. 28

Профессиональная деятельность тесно связана с огромным потоком коммуникации, поэтому возникает проблема повышения уровня его регуляции, интеграции и подконтрольности. Предприниматель должен не только знать коммуникативные технологии, но и уметь их применять в заданном ситуацией контенте и грамотно интерпретировать собеседника. Компетентность оценивается с позиции бизнес-процессов взаимодействия компании с заинтересованными участниками рынка, а также с позиции развития персональной коммуникабельности, умения убеждать и достигать поставленных целей коммуникации. Должна быть сформирована четкая структура понимания деловых коммуникаций: для чего, почему и зачем. Кто агенты коммуникации, цель взаимодействия и определенные стратегии достижения целей.

Формируется персональная система управления внешними и внутренними коммуникациями, которая позволяет грамотно обеспечивать психологическое влияние на собеседника и противостоять влиянию с его стороны. Предприниматель, который минимизирует коммуникативную составляющую в обеспечении работы компании, «ставит ее под удар» по уровню конкурентоспособности на рынке. Для этого тщательно разрабатывается стратегия и тактика всех коммуникаций компании, определяются главные точки коммуникативного воздействия, назначаются исполнители для реализации перечня коммуникативных мероприятий при участии предпринимателя. Они должны быть регламентированы и стандартизированы, что позволяет сэкономить огромное количество времени и усилий, например, при использовании новых информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях компетенции предпринимателя можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Компетенции личностного роста
  • Ш Способность проявлять лидерские качества, занимать активную гражданскую позицию и формировать команду.
  • Ш Обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и развитию целеустремленности.
  • Ш Способность нести ответственность за принимаемые управленческие решения.
  • Ш Умение управлять своим личностным и профессиональным ростом для раскрытия внутреннего потенциала и эффективного использования внешних возможностей.
  • Ш Готовность к достижению и поддержанию должного уровня физической формы и здоровья, необходимых для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Ш Способность к самоменеджменту.
  • Ш Способность к инновационности, креативности и развитию нестандартного динамичного мышления.
  • Ш Готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе.
  • 2. Мировозренческие компетенции
  • Ш Осознание социальной ответственности своей будущей профессии.
  • Ш Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.
  • Ш Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории и истории предпринимательства;
  • Ш Способность понимать роль личности и своей страны в истории человечества, политическую организацию общества.
  • Ш Способность проявлять гражданскую инициативу и обеспечивать устойчивое развитие сообществ.
  • Ш Способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения.
  • Ш Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.
  • 3. Коммуникативные компетенции
  • Ш Способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь.
  • Ш Способность осуществлять деловое общение и профессиональные коммуникации: публичные выступления, презентации проектов, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.
  • Ш Владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность.
  • Ш Способность к созданию и развитию социальных сетей для поддержки и расширения бизнеса.
  • 4. Информационные компетенции
  • Ш Владение информационной культурой, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
  • Ш Способность понимать сущность, роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного бизнеса; оценивать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности.
  • Ш Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации на основе использования современного программного обеспечения для решения профессиональных задач.
  • Ш Способность работать с информацией в корпоративных и глобальных компьютерных сетях.

Существуют и иные подходы к классификации компетенций предпринимателя.

Так, директор центра предпринимательства Института МИРБИС Елена Переверзеваразделяет компетенции предпринимателя на такие блоки:

  • Ш организационный (планирование, лидерство, самостоятельность и ответственность),
  • Ш мыслительный (инициативность, проектное воображение, решительность в ситуации неопределенности),
  • Ш эмоционально-коммуникативный (контактность, стрессоустойчивость),
  • Ш личностный (целеустремленность, ориентация на результат, амбициозность).

Обучение предпринимательству должно проходить на всех этапах общего образования.

Президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Юрий Рубин видит разницу в российском и западном подходах к предпринимательству: «Несколько десятилетий у нас не было предпринимательства, потому что действовал уголовный кодекс. Кроме того, существуют мифы и иллюзии, что предпринимателям становятся от бога. Но есть другой подход, что предприниматель - это обычный человек, который реализует свой профессиональный и личностный потенциал в занятии предпринимательством и который живет за счет трудовых доходов от предпринимательской деятельности».

Юрий Рубин сформулировал список компетенций, указывая на которые можно было бы выделить предпринимателей в отдельную профессиональную группу. Во-первых, предприниматели изобретают дело; определяют цели и задачи бизнеса, предпринимательскую миссию, расставляет основные приоритеты деятельности, определяют направление развития бизнеса, формируют структуру владения бизнеса, привлекают и консолидируют ресурсы, управляют материальными и нематериальными объектами, выполняют обязательства перед партнерами и наёмными сотрудниками, защищают бизнес от различных посягательств, аккумулируют и распределяют доходы, знают, как реорганизовать или ликвидировать дело.

«Совокупность предпринимательских компетенций составляет функциональный стандарт профессионального предпринимательства. Ему должен соответствовать стандарт обучения предпринимательству, который предполагает совокупность предпринимательских компетенций и приобретение соответствующей квалификации», - объясняет Юрий Рубин.

При этом он отметил, что предпринимательство имеет отраслевой характер, поэтому компетенции предпринимательские должны иметь общие и отраслевые компоненты - в рамках разных образовательных программ можно добавлять компетенции в зависимости от специфики отрасли.

Таким образом, мы рассмотрели основные ключевые компетенции, которыми необходимо обладать предпринимателю. Они состоят из двух компетенций, которые называются: коммуникативная компетентность и компетентность в области целеполагания. Существует множество методик их формирования и внедрения во внутреннюю структуру личности. Однако, наиболее важным аспектом в данном процессе оказывается вопрос мотивации самого человека в отношении данного процесса.

Практически во всех областях деятельности личные качества человека играют в достижении успеха не меньшую роль, чем качества профессиональные. Личные и профессиональные качества вообще трудно отделить друг от друга, поэтому именно совершенствованию личности отводится значительное место. Причем это совершенствование происходит сразу в двух направлениях: первое - самоактуализация, желание заниматься тем, что нравится; второе - отражение тенденций всего общества, его изменяющихся требований к личности. Представление о том, что предпринимательский талант необходим для успеха, что каждый человек должен так или иначе стараться развить его, относится ко второму направлению.

Основные компетенции предпринимателя

Для объяснения предпринимательского поведения должен учитываться аспект компетенций и способностей. Для их анализа полезны выводы так называемой теории человеческого капитала, которая помогает ответить на вопрос, каким образом человеческий ресурс (т.е. компетенции и способности основателя предприятия) влияет на достижение успеха. Весомый вклад вносят и социальные компетенции.

В целом надо исходить из того, что хорошая общеобразовательная и профессиональная подготовка руководителей и персонала позитивно влияет на выживаемость бизнеса, особенно если предприниматель (или хотя бы один из этой группы) имеет техническое образование. В отраслях с технологической направленностью наличие предпринимателей, имеющих техническое и коммерческое образование, сулит новому предприятию особые выгоды, в частности в плане роста. Следует учитывать и опасность чрезмерно высокого уровня образования предпринимателей, который может негативно сказаться на успехе предпринимаемого дела .

Отраслевой опыт является очень важным компонентом человеческого капитала, обеспечивающим шансы на успех в технологически ориентированных отраслях. Особенно ценны знания отрасли, приобретенные непосредственно перед созданием нового предприятия.

Во всех областях хозяйственного и профессионального общения с людьми, будь то управление персоналом, работа в группе, переговоры с деловыми партнерами или отношения с клиентом, большое значение для обеспечения успеха имеет наличие высокой социальной компетенции. Ее основными составляющими являются коммуникационные способности, контактность, готовность и умение разрешать конфликты, внимание к партнеру, чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, мотивационные способности, стремление обучаться, способность к самоанализу, чувство справедливости. Социальная компетенция, реализуясь в удовлетворенности клиента и мотивации персонала, прямо или косвенно влияет на результативность начинания и дальнейший успех дела .

Позитивное влияние на успех нового предприятия оказывает сетевая компетенция (специфические знания в области социальных взаимодействий относительно мотивации и ресурсов партнеров и третьей стороны) и портфель связей (сотрудничество технологически ориентированного предприятия с различными участниками рынка). Именно предприятия, ориентирующиеся на выпуск технологически сложной продукции, вынуждены вступать в непростые отношения со многими контрагентами, поэтому вопрос оптимизации этих отношений для них чрезвычайно актуален. Необходимо отметить, что сетевая компетенция, портфель связей и их организация в значительной мере пересекаются с внутриорганизационными процессами и стратегическими разработками .

Предприниматель не обязательно должен быть изобретателем, реализовывать собственные изобретения, но подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей - его призвание. Известный американский предприниматель, крупный сталепромышленник Э. Карнеги, например, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как изобретения, принадлежащие другим людям, можно использовать в сталелитейном производстве.

Важным является умение предпринимателя предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Это умение - залог будущего успеха предпринимателя.

Формирование предпринимательских компетенций у молодого поколения современного российского общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего образования и экономики. Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к устойчивому улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.

Актуальность проблемы обусловлена противоречиями

  • между требованиями к подготовке молодого поколения, вступающего в жизнь и трудовую деятельность в новых быстроменяющихся экономических и социальных условиях,
  • между требованиями научно-технического прогресса в кадровому потенциалу производства,
  • между требованиями работодателей, нуждающихся в активных, грамотных, деловых, компетентных молодых сотрудниках и той системой, в которой ведется сейчас в российском общем образовании подготовка выпускника учебного заведения к будущей самостоятельной трудовой деятельности, адаптации к деловому миру и построению успешной карьеры.

К сожалению, многие современные выпускники массовой школы, не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения, много обучаясь и работая для этого, с трудом оценивают альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя», имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью, для того чтобы развить и поддержать российский малый и средний бизнес, который поможет сделать экономически здоровым наше ближайшее будущее, организующее производство в самой стране, ориентированное на собственный народ, создание новых рабочих мест; прибыли, налоги с которой будут направлены на социальную сферу, образование, здравоохранение и т.д.

Поэтому вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это на просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегического вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

На необходимость формирования предпринимательских компетенций и деловых качеств у молодого поколения указывает и Федеральная целевая программа развития российского образования до 2015 года, направляя действия педагогов на комплексный характер достижения целей и задач, единые подходы к решению имеющихся проблем образования в деле ответственной подготовки и восполнения молодого интеллектуального и кадрового потенциала страны, умеющего заботится о достойном экономическом состоянии населения и государства.

В Центре образовательного и научного консалтинга (ЦОиНК) проблема формирования предпринимательских компетенций у школьников активно изучается, ЦОиНК участвует в конференциях, семинарах, встречах по данной тематике.

ЦОиНК приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения, научные и общественные организации, предприятия и всех заинтересованных лиц.

Мы рады поделится нашими разработками:

  • модель «Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства» (системы внеурочной и урочной деятельности с учащимися с 1 по 11 класс общеобразовательных учреждений) для создания предпосылок целенаправленной подготовки молодого поколения и его участия в развитии малого и среднего бизнеса России, становлении экономически здорового будущего страны;

Модель общих компетенций молодого предпринимателя

Предпринимательские компетенции, которые формируются при прохождении учебных предметов

Предмет

Компетенции, знания и умения, которые помогут стать будущему предпринимателю, деловому человеку успешнее

русский язык, литература

знание правил грамотной устной и письменной речи, умение ясно и убедительно говорить, представлять свои планы, четко давать задания, применять литературные примеры для придания эмоциональности свей речи, умение вести деловую переписку

математика

логическое мышление, умение делать расчеты, составлять графики, диаграммы, схемы, читать и анализировать статистические данные, умение составлять алгоритмы, количественно определять величины

информатика

умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, интернетом для поиска и преобразования информации, составления таблиц, графиков, схем, умение вести деловые контакты через интернет, ведение деловой переписки через электронную почту, умение определить порядок действий

история

понимание исторических процессов и стадий развития общества, знание успешных примеров предпринимательской деятельности, роли государства и частного сектора в развитии экономики, умение побуждать людей к энергичной деятельности, используя примеры из истории

обществознание

знание сфер деятельности человека, значения и структуры экономической сферы деятельности в жизни государства и в жизни отдельного человека, общие представления об экон. процессах, роли человека в различных процессах, понятие об имидже, этикете, поведение в определенных ситуациях, умение отвечать за сказанное, понимание наличия моральной и социальной ответственности за действия, умение определять критерии результативности, признание важности конкуренции, овладение искусством переговоров, умение понимать суть проблемы, умение давать оценку действиям

география

пространственное представление о жизни и законах размещения природы, ресурсов, хозяйства, особенностях экономики отдельных регионов, стран, мира в целом, понятие о ведущих отраслях хозяйства, осознание социально-экономических потребностей

физика

понятия о перспективных исследованиях в области физики и технологий, используемых в передовых отраслях экономики

химия

знания основных особенностей химии как отрасли производства и отрасли «авангардной тройки» в целях организации бизнеса

биология

понятия о современных технологиях производства растений и животных, продуктов питания

иностранный язык

коммуникабельность, умение налаживать деловые контакты, умение использовать опыт других в своей деятельности

ИЗО

умение понимать значение произведений искусства для организации бизнеса

  • программы 4 предпрофильных и профильных курсов для выпускников основного общего и среднего (полного) общего образования городских и сельских школ: «Мир деловых людей», «Школа будущего предпринимателя», «Я - фермер», « »;
  • 2 методических пособия с рекомендациями для педагогов по практическому применению разработанной модели и организации системы социального партнерства (пособие в 2013 годе заняло 2 место на Всероссийском конкурсе на разработку материалов для повышения финансовой грамотности детей и подростков, проводимом издательством "Вита-пресс"):

Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А..Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. - М.: ООО «Коллаж», 2011. – 120с.

Трусова Л.А.Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций. - М.: ООО «Коллаж»,2011. – 136с.

  • цикл занятий родительского лектория по профессиональному самоопределению школьников,
  • модель системы социального партнерства базового учреждения эксперимента, помогающая формировать и развивать предпринимательские компетенции школьников на конкретных практических примерах и делах;

Комплекс формирования предпринимательских компетенций в условиях социального партнерства


  • модель система сетевого Интернет-взаимодействия по вопросам совершенствования предпринимательских компетенций и консалтинга по бизнес - обучению учащихся, педагогов, родителей, специалистов через систему работы сайта http://pedagogie.ru/ «ПЕДФОРУМ» для ведения онлайн консультирования, проведения проблемно-тематических семинаров и тренингов, вебинаров на территории Подмосковья и других регионов РФ.

Примеры возможностей развития предпринимательских компетенций

с использованием материалов уроков по отдельным УМК

(полная версия по всем классам и предметам, внеклассным мероприятиям представлена в методических пособиях)

Учебно-методический комплект «Школа России» ред. А.А. Плешакова

1 класс:

Математика.1 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В, Степанова.-10-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-112с.

Части, номера уроков

Темы, на которых можно усилить акценты для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю

(для формирования предпринимательских компетенций)

Нумерация

Числа от 1 до 10

Понятие о числах и порядке

Сложение и вычитание

Нумерация. Числа от 1 до 20.

Понятие о числах и порядке, составных частях числа. Умение объяснить выполняемые действия

Сложение и вычитание

Умение проводить простейшие вычисления. Умение решать задания на смекалку

Горецкий В.Г. Русская азбука.1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 14-е изд.- М.: Просвещение. 2010.-239с

Страницы

На что сделать акцент при изучении

Понятие о товарах и покупках

Кто кем станет? Кто кем работает?

Знакомство с профессиями

Умелые руки

Понятие о значении труда

Понятие о значении обучения

Два товарища

Понятие о взаимовыручке

Л. Толстой.

Правда всего дороже

Понятие о честности и правде

Учебно-методический комплект «Школа -2100»

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; Петерсон Л.Г)

Математика.

1 класс. Петерсон Л.Г. в трех частях. –М.:Ювента, 2002

Страницы

Примеры произведений, которые можно использовать

На что сделать акцент при изучении

(для формирования предприн. компетенций)

Часть I

Большие и маленькие. Уменьшение и увеличение

Умение понимать разницу в числах, понимать, что больше и меньше

Группы предметов

Умение различать продукты труда

Сравнение групп предметов

Умение сравнивать

Сложение

Умение складывать

Вычитание

Часть II

Выражения

Умение выполнять арифметические действия

Таблица сложения

Умение понимать состав чисел

Начало обучения умению решать задачи со смыслом

Часть III

Уравнения

Понимание смысла уравнений

Счет десятками

Знакомство с новым видом чисел

Русский язык. 1 класс. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.-М.: Баласс. 2004

Номер урока

Примеры произведений, которые можно использовать

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по –разному – с большой и маленькой буквы

Показ важности значения быть аккуратным и грамотным

Повторяем правила оформления предложений на письме

Показ важности знаний правил письма

Литературное чтение: 2 класс:

учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / автор-составитель Л.А. Ефросинина – 5 изд. –М.: Вентана-Граф, 2009, ч.1.-176с, ч.2-176с.

Части, номера уроков

Темы, на которых можно усилить акценты для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю

На что сделать акцент при изучении (для формирования предприн. компетенций)

Лебедь, рак и щука

Как важно понимать необходимость совместных действий и общей работы

М. Зощенко

Самое главное

Понятие смелости, знания, связь силы и ума

Как важно понимать, что необходимо знания, не всякая сила сильнее ума

Л. Пантелеев

Две лягушки

Понятия труда и упорства

Как важно понимать, чтобы чего-то добиться, нужно много трудиться

Л. Толстого

Зимовье зверей

Представление о совместной деятельности, важность принятия общего решения

Братья Гримм

Сказка про трех поросят

Представление о надежности и хорошо сделанном деле. Как важно понимать, что не нужно быть беспечным

Е. Пермяк Случай с кошельком

Понятие честности.

Как важно понимать, что честность – естественное качество для человека

А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке

Понятие о реальных возможностях.

Кравченко А. И., Певцова Е.А.Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.-11-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.-184с.

Части, номера уроков

Темы, на которых можно усилить акценты для формирования качеств, необходимых будущему деловому человеку, предпринимателю

Компетенции,

знания, навыки, умения

Что такое общество?

Понятие общества, сфер жизни общества. Умение определить к какой сфере относится та или иная деятельность

Современное общество

Представление о требованиях к современному работнику, образованию навыкам.

Человечество как сумма поколений

Понятие о поколениях, материальной и нематериальной культуре

Человечество, общество, природа

Представление об экологическом производстве

Что такое экономика?

Представление об экономике и производстве, потребностях и ресурсах. Умение понимать, что необходимо для организации производства

Представление о торговле, деньгах, банках. Умение понимать как торговля связана с производством, для чего деньги служат людям

Что такое предпринимательство и бизнес

Представление о предприни-мательстве.

Умение понимать, что такое успешный бизнес

Домашнее хозяйство

Представление о домашнем хозяйстве. Умение разделить доходы и расходы семьи. Представление о сбережениях.

Экономическая деятельность подростков

Понятие молодежи. Представление о молодых предпринимателях.

Труд с точки зрения закона

Понятие о работнике и работодателе, трудовом договоре и заработной плате.

Социальная структура общества

Представление о группах общества, умение понимать причины возникновения социального неравенства. Умение понимать от чего зависит положение человека в обществе

Правила и нормы поведения в обществе

Понятие норм и правил поведения, обычаев и традиций, этикета. Умение объяснить правила поведения. Знакомство с нравами и традициями делового общения разных стран.

Право на службе человека

Понятие ответственности, договора.

Идеал и ценности

Понятие ценностей. Умение определять приоритеты

Профессиональные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых специалистам в той или иной профессиональной области и самостоятельно применяемых ими в процессе профессиональной деятельности.

Предпринимателям необходимы профессиональные знания:

Экономических и правовых основ деятельности предпринимательских фирм на территории РФ и на международном рынке

Специфики и закономерности развития предметных сфер деятельности (разделение труда, инфраструктура бизнеса)

Специфики и закономерности развития собственных проф интересов и интересов окружения.

Сущности и границ делового суверенитета

Теории и практики конкурентно способного бизнеса.

Специфики и закономерности развития межфирменной среды бизнеса.

Специфики и закономерности развития внутрифирменной среды бизнеса.

Схем достижения и поддержания власти, методов воздействия на окружение.

Специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.

Для многих предпринимателей школой бизнеса является сама жизнь. Однако с конца 20 века во всем мире широкое распространение получают различные программы предпринимательского образования (детские бизнес школы и лагеря, специализированные программы для студентов, программы для взрослых людей, имеющих не только высшее образование, но и практический опыт работы).

Понятие предпринимательского бизнес-планирования в широком и узком смысле. Принципы планирования

В широком смысле Бизнес – планирование – это определение миссии организации, ее стратегии, разработка бизнес-плана.

В узком смысле Бизнес – планирование – это разработка бизнес-плана

Принципы планирования

Гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

Непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

Участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

Комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

Итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование.

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.

Долгосрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет.

Краткосрочное планирование осуществляется на ближайшие 1-3 года

Текущее планирование – осуществляется краткосрочное планирование как правило на 1 год.

58. Назначение бизнес–плана, его структура

БП – это документ, показывающий инвестиционную привлекательность любого проекта или бизнеса.

Бизнес-план служит трем основным целям:

Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Элементы бизнес-плана:1. Резюме 2. Описание предприятия и отрасли 3. Описание продукции (услуг) 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) 5. Производственный план 6. Организационный план 7. Финансовый план 8. Направленность и эффективность проекта 9. Риски и гарантии 10. Приложения

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх