Ли ребенок не посещать школу. Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания? Обязанности классных руководителей

"По прописке" ребенок должен быть принят в обязательном порядке. В других школах по выбору детей принимают на свободные места, в школе не "по прописке" придется конкурировать с другими, если желающих будет больше чем свободных мест.

Статья 43 Конституции РФ гласит "Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях".

Вопросы получения образования в нашей стране регулирует Закон "Об образовании в РФ", все подзаконные акты не могут вступать с ним в противоречие.

Закон "Об образовании РФ"

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация .

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест , за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Механизм реализации права на получение доступного образования

Порядок приема в школы детально определен в .

Закон Об образовании в РФ закрепляет за родителями право выбора образовательных учреждений. На практике это означает, что при поступлении в 1 класс в соответствии с Приказом №32 при поступлении в школу "по месту жительства" ребенка обязаны принять в приоритетном порядке. Чтобы реализовать гарантии доступности, сначала принимают всех детей, закрепленных за школой по месту жительства, затем на оставшиеся места всех желающих, выбравших данную школу, вне зависимости от их места жительства.

Если в закрепленной школе нет свободных мест, ребенка обязаны устроить в другую. Но при этом никто не ограничивает право выбора школы, поступать можно в любую школу, но только на свободные места. Как говорится в законе, школа не вправе отказать в приеме при наличии свободных мест.

Право на выбор школы сохраняется после поступления

При поступлении в школу переводом действуют требования установленные Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" , которые также предоставляют свободу выбора школ. Фактически при поступлении в течение учебного года приоритет в приеме для проживающих на закрепленной территории перестает действовать, т.к. отказать не могут никому.

Статья 63 Семейного кодекса.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

3. Повторное совершение административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться.

Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту “замену” школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)

Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны “сдавать” туда своих детей, достигших 7-летнего возраста.

И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова “охрана детства” но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться).

Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он “не может посещать школу по состоянию здоровья”. Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!

Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня додумались до идеи не “сдавать” детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей.

Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!!

Более того, там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете – поделитесь.

После этого мне сказали: “Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены.”

Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло. Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве.

Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).

А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет. А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!

А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!

То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.

Но это теория. Практика, увы, сложнее;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс.

Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.

Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему “домашнее обучение”. С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе “решающее большинство” (на “педсоветах”, где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия “домашнего обучения” чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!!

Он ДОЛЖЕН “отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ”! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи)

Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале “прочерк” вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса).

Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были “сосчитаны” ни в одной поликлинике, и от слов “медицинская справка” у меня начиналось головокружение), а иначе он “заразит” других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием.)

Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в “жизни класса”: мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.

Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили. Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!

Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и “участия в жизни класса”) сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.

Но я отвлеклась. Вернемся в прошлый год, когда я привела в “первый класс” 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. “окончил начальную школу”.

И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.

Вот только желания такого у него почему-то нет. Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.

Ксения Подорова

«Обозначу тенденцию кратко - массовая школа теряет смысл своей основной деятельности. Говоря грубо - школа как ШКОЛА вымирает. Что я имею ввиду? Попробуем прикинуть список ответов на вопрос «Зачем ребенку ходить в школу?». Я имею в виду не социально-охранительную функцию школы как институции: наличие закона об обязательном образовании, проблему с тем, куда деть детей пока родители на работе и прочее. В этом смысле массовая государственная школа никуда не денется, и будет жить еще долго. Я говорю о смысле школы как места, где воспитывается, образовывается новое поколение в целом и его отдельные личности, в частности», - пишет Эпштейн.

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКОЛА?

1. Чтобы получать знания

Но думаю, что не будет ни для кого новостью, если я скажу, что знания как информацию сейчас можно добывать из многих иных источников - пресловутого Интернета, в частности. Многие исследования свидетельствуют, что современные подростки скорее нужные сведения узнают из телевидения и от сверстников, чем от школы. Да и, честно говоря, назвать массовую школу местом, в котором дети узнают что-то действительно новое, актуальное о современной науке, технике, экономике, социальной жизни, сложно. Те, кто мало-мальски знаком с действующими программами обучения, это подтвердят.

Резюме: школа на сегодня уже не является единственным (и даже основным) источником знаний для подрастающего поколения.

2. Чтобы научиться учиться

Тут вот тоже возникает большая проблема. Вероятно это и было бы главной задачей школы: в ситуации, когда угнаться за все ускоряющимся изменением объема конкретных знаний все сложнее, учить детей справляться с этим потоком информации. Но беда как раз в том, что массовая школа не умеет этого делать.

Она не учит самостоятельному мышлению, заставляя детей повторять высказанные учителем истины и ставя за это (именно за это) оценки. Она и не учит самостоятельно работать с информацией - любой преподаватель ВУЗа подтвердит, что большинство приходящих абитуриентов не могут сделать нормальный конспект, не могут самостоятельно прочитать текст и выделить в нем главное, не умеют выступать и высказывать устно свои собственные мысли и т.д.

Значит, учиться этому нужно где-то в другом месте. Если родители ребенка хотят этому его научить. Ну, например, происходит это сплошь и рядом - когда родители вместе с детьми делают домашние задания. И, тем самым, получается, что главному, чему должна учить школа - работать самостоятельно с информацией - учат родители, те, кто могут.

3. Чтобы потом сдать экзамены и получить аттестат

Опыт многих семей показывает, что совершенно не обязательно ежедневно в течение 10 (а теперь еще и 11) лет ходить в школу, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Можно учиться дома, можно заниматься и сдавать экзамены экстерном… И также через экстернат получать государственный аттестат.

Более того, многие дети при нормальной организации их жизни способны освоить школьную программу за более короткий срок и сдать экзамены без всякого ущерба для их здоровья. И, тем самым, не тратить 10-11 лет на формальное хождение в школу.

4. Чтобы потом поступить в ВУЗ

Как показывает опыт, в настоящий момент поступление в ВУЗ не прямо связано с хождением в школу в течение 10-11 лет. Во-первых, оказывается, что огромное количество старшеклассников в 10-11 классах учатся параллельно в двух учебных заведениях: в школе - для «галочки» и аттестата, и в ВУЗе на подготовительных курсах - для поступления.

В 10-11 классах оказывается, что обилие предлагаемых предметов совершенно никак не связано с теми экзаменами, которые надо сдавать в конкретный ВУЗ. И в некотором смысле школа даже мешает подготовке к поступлению, перегружая подростка «вдвойне» - изучением «не нужных» ему предметов…

И совсем уж «выпукло» эта ситуации проявляется, когда многие одиннадцатиклассники уже в апреле-мае оказываются «поступившими» в тот или иной ВУЗ, пройдя через систему олимпиад, но при этом все еще продолжают изучать школьную программу…

5. Чтобы получить поддержку тем, кто не успевает, не укладывается в общие сроки, не такой как все

Может быть, массовая общеобразовательная школа готова помогать тем, кто не укладывается по тем или иным причинам в общие рамки? Нет, скорее массовая школа рада оттолкнуть от себя таких неудобных, создав все условия, чтобы они покинули школу. Именно такими детьми пополняются частные школы, экстернаты, занимаются частные репетиторы.

6. Чтобы получить основы профессиональных навыков (компетентности), которые потом позволят найти себе работу в современной экономике

К сожалению, и здесь массовая школа не преуспевает. Она не дает возможности подросткам получить опыт жизни в реальной экономике, не учит основам человеческой коммуникации, не дает нормального владения иностранными языками, хождение в школу не поможет выпускнику научиться представлять себя при устройстве на работу и т.д.

7. Чтобы научиться жить в коллективе

С коллективной жизнью тоже проблема. Во-первых, и раньше такая жизнь удавалась только в случае, если классу везло с руководителем. Что бывало не часто. В последние же годы государство совсем перестало уделять внимание этой сфере жизни, оставляя на первом плане перед учителем не педагогические, а методические задачи.

Главное для учителя - быть предметником, подготовить детей к сдаче ЕГЭ, а не заботиться об установлении тех или иных отношений в классе, в каком-то ином школьном коллективе. Этому же продолжает способствовать и пединститут, по-прежнему растящий из студентов в лучшем случае хороших преподавателей предмета, но не педагогов, работающих с коллективом.

И в этом смысле, если родители хотят, чтобы у ребенка был «свой коллектив», то его часто проще искать «на стороне» - в кружке, клубе, секции, экспедиции... Но не в школе.

8. Чтобы найти себе друзей, свою «референтную» группу, людей ценностно близких, говоря современным подростковым языком - свою тусовку

Ну, друзей, как и коллектив, можно (а иногда и проще) найти себе не только в школе. А вот с ценностно близкими людьми и подавно сложнее. В массовую школу приходят не по собственному выбору. Класс - это не группа людей, которую выбирают себе сами ребята.

Состав класса определяется не ими и их желанием, а внешней волей. Так что речи о близости ценностей здесь не идет. И если не окажется рядом с подростками дельного педагога, который озаботится выращиванием этих общих ценностей, то их и не возникнет в течение всего срока обучения. А вот в кружках, клубах, секциях, куда приходят дети по своему выбору, таковая близость появится скорее. Именно в них находят дети отдушину.

Есть, конечно, в городе школы, в которых многое говорит о том, что туда собираются дети именно по определенному родству жизненных ценностей, приоритетов, предпочтений. Но, согласитесь, такие школы скорее исключение из правил, подтверждающее правило. Короче говоря, если уж школа это и место, где может появиться «своя тусовка» для вашего ребенка, то уж всяко не единственное такое место, где таковая может зародиться.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх