По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный и частный. Формы движения капитала Сущность, причины и формы международного движения капитала

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство , например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но отнюдь не то, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит).

Понятие и формы международного движения капитала. Масштабы, динамика и география этого процесса

Сущность и формы движения капитала

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.

Рис. 35.1. Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный

Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.

4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 35.2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.

Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли .

Рис. 35.2. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский

Прямые и портфельные инвестиции

К разновидности ассоциированной компании можно отнести и большинство совместных компаний, совместных предприятий (англ. joint ventures), создаваемых на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные). Узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательное иностранное участие - в этом отличие западного толкования термина «совместное предприятие» от российского.

К зарубежным филиалам иногда относят такие предприятия, в которых родительской компании не принадлежит ни одна акция (пай). Управленческий контроль над подобным подразделением родительская компания осуществляет через заключение соглашения, например через контракты на управление этим предприятием (особенно это относится к гостиницам), на совместное производство в рамках принадлежащего местному партнеру предприятия (через поставки сырья, технологии и т.д.) и др. В данном случае определяющим является не владение собственностью (ее частью) этих филиалов, а существование контрактных отношений на базе кооперации. Для таких отношений употребляют термин «кооперационные соглашения». Если имеют в виду и кооперационные соглашения, и совместные предприятия, то используют термин «стратегические союзы» (англ. strategic alliances).

Масштабы, динамика и география международного движения капитала

Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций к 1997 г. составил около 3,5 трлн долл. По оценке ООН , на предприятиях с иностранным капиталом в 1997 г. производилось товаров и услуг на 9,5 трлн долл. Более трети мирового экспорта товаров и услуг (в 1997 г. он составил 6,4 трлн долл.) приходится на внутрифирменную торговлю (т.е. торговлю между зарубежными филиалами и их родительскими компаниями). Следовательно, объем подобного зарубежного производства в полтора раза превышает объем внутрифирменного экспорта.

В мире в 1997 г. насчитывалось почти 450 тыс. зарубежных филиалов, которыми владеют 54 тыс. родительских компаний (ТНК). Их число постоянно растет, преимущественно за счет выхода на мировой рынок компаний среднего и даже небольшого размера. Но основу ТНК по-прежнему составляют крупные корпорации с десятками (иногда сотнями) зарубежных филиалов. Так, на 100 крупнейших транснациональных корпораций приходится шестая часть накопленных в мире иностранных прямых инвестиций. Эти корпорации почти все из развитых стран, именно в этих странах расположены штаб-квартиры их родительских компаний. Однако число ТНК из стран развивающихся и с переходной экономикой быстро растет, преимущественно за счет фирм из новых индустриальных стран (Мексики, Бразилии, Малайзии и др.), а также Китая и России.

В результате картина современной международной экономической жизни создается прежде всего теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. Менеджеры развитых и многих развивающихся стран считают, что их рынок - весь мир (прежде всего страны их региона), а для работы на этом рынке уже нельзя ограничиться одной только торговлей, нужно все активнее инвестировать за рубежом, создавая там свои отделения, дочерние и ассоциированные фирмы. С их точки зрения, это надежный способ проникновения и расширения присутствия их фирм на внешнем рынке.

Для компаний многих стран производство товаров и услуг за рубежом уже стало важнейшим способом работы на внешнем рынке. ТНК США и Японии реализовали таким способом соответственно 1/2 и 1/4 всей продаваемой ими за рубежом продукции.

В табл. 35.1 приведены данные, характеризующие масштабы международного движения капитала.

Таблица 35.1. Масштабы и география международного движения капитала (по данным платежных балансов), млрд долл.

Теории международного движения капитала

Почему вывозится и ввозится капитал ? На этот простой, казалось бы, вопрос пытались и пытаются ответить многие теории, прежде всего так называемые традиционные. Под ними обычно понимают неоклассическую и неокейнсианскую теории международного движения капитала; к ним же можно отнести и марксистскую теорию.

Неоклассическая теория

Неоклассическая теория развивалась в рамках классической теории международной торговли. Так, одной из ее основ является рикардианский принцип сравнительных преимуществ в международной торговле. Опираясь на этот принцип, один из классиков экономики , англичанин Дж.С. Милль в XIX в. впервые в мире начал разрабатывать вопросы движения капитала между странами. Вслед за Д. Рикардо он показал, что капитал движется между странами из-за разницы в норме прибыли , которая в наиболее богатых капиталом странах имеет тенденцию к понижению. Причем Милль подчеркивал, что перепад в нормах прибыли между странами должен быть существенным, чтобы покрыть еще и риск, который иностранный инвестор имеет в чужой стране.

Окончательно неоклассическую теорию международного движения капитала сформулировали в первые десятилетия ХХ в. Э. Хекшер и Б. Олин, Р. Нурксе и К. Иверсен.

Так, Э. Хекшер в рамках своей концепции, опираясь на теорию предельной полезности, сформулировал тезис о тенденции к международному равновесию цен на факторы производства. Эта тенденция пробивает себе дорогу как через международную торговлю, так и через международное движение факторов производства, чья стоимость и количественное соотношение в разных странах неодинаковы.

Б. Олин в своей концепции международной торговли показал, что движение факторов производства объясняется разным спросом на них в разных странах: они движутся оттуда, где их предельная производительность низка, туда, где она высока. Для капитала предельная производительность определяется прежде всего процентной ставкой. Но при этом один указывал на дополнительные моменты (помимо разницы в процентных ставках), которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков на ввоз капитала для проникновения на рынок), стремление фирм к географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия между странами, риск зарубежных инвестиций и их деление на этой основе на безопасные и рискованные.

Р. Нурксе создал различные модели международного движения капитала и пришел к выводу, что в стране с быстро растущим экспортом товаров быстро увеличивается спрос на капитал и она его преимущественно импортирует (и наоборот).

К. Иверсен показал, что разные виды капитала имеют различную международную мобильность (прежде всего из-за издержек перевода капитала, т.е. трансакционных) и этим объясняется тот факт, что одна и та же страна может активно вывозить и ввозить капитал. Иверсен сформулировал и вывод о том, что перевод капитала из страну, где его предельная производительность низка, в страну с более высокой его производительностью означает более эффективную комбинацию факторов производства в обеих странах и увеличение их совокупного национального дохода .

Неокейнсианская теория

Эта теория, как и неоклассическая, базируется на макроэкономическом анализе . В этом главный недостаток обеих теорий, так как они не исследуют поведение индивидуальных инвесторов.

Особый интерес неокейнсианская теория проявляет к связи между движением капитала и состоянием платежного баланса страны. Сам Кейнс исходил из того, что движение капитала вообще возникает из неравновесия платежных балансов разных стран. В полемике с Олином он подчеркивал, что вывоз капитала из страны осуществляется, когда экспорт товаров и услуг превышает их импорт, а при нарушении этого правила необходимо вмешательство государства .

Р. Харрод в своей модели «экономической динамики» подчеркивает, что чем ниже темпы экономического роста страны, богатой капиталом, тем сильнее тенденция к вывозу последнего из нее.

Неокейнсианская теория стала одной из основ так называемой политики помощи развитию государств Африки, Азии и Латинской Америки со стороны стран с рыночной экономикой . Ведь согласно этой теории экспорт капитала в развивающиеся страны стимулирует деловую активность как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. Однако поскольку этому вывозу мешают сильный риск и другие препятствия во многих развивающихся странах, западным правительствам необходимо поощрять этот экспорт капитала, в том числе за счет вывоза государственного капитала.

Марксистская теория и ее эволюция

2. Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта). Данная модель была разработана американцем Р. Верноном на базе теории роста фирмы. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла своей жизни (иногда их насчитывают пять): I - внедрение на рынок; II - рост продаж; III - их зрелость (IV - насыщение рынка); IV (V) - спад продаж.

Международный цикл жизни продукта выглядит для фирмы, впервые наладившей его производство, несколько иначе: I - монопольное производство и экспорт нового продукта; II - появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III - выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера; (IV - выход конкурентов на рынок страны-пионера как возможная стадия).

Конечно, передовая в технологическом отношении фирма к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей продукта может начать внедрение другого продукта. Однако существует и иной выход при усилении угрозы экспорту - наладить производство продукта за рубежом, что продлит его жизненный цикл. Тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к, снижению цены продукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных расходов , возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.

3. Модель интернализации опирается на идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок, регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов (подразделений). Создатели модели интернализации - англичане П. Бакли, М. Кэссон, А. Рагмен, Дж. Даннинг и др. считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.

4. Марксистская модель. Как и вся теория вывоза капитала, эта модель базируется на постулате избыточного капитала. В XIX - начале XX вв. этот избыток вывозился главенствовавшими тогда в хозяйственной жизни мелкими собственниками капитала удобным для них способом - преимущественно в виде облигаций. Во второй половине ХХ в. избыток капитала вывозят прежде всего крупные и крупнейшие его собственники (монополии) и в основном через прямые инвестиции. При этом монополии, ставшие международными через вывоз прямых инвестиций, обладают преимуществом перед местными конкурентами из-за своей производственной, финансовой и технологической мощи (включая монополию на новые продукты).

5. Эклектическая модель. Однобокость и узость моделей прямых инвестиций привели к появлению модели Дж. Даннинга. Она вобрала в себя из других моделей то, что прошло проверку действительностью (особенно из модели монополистических преимуществ), почему ее и называют «эклектическая парадигма». По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (т.е. осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно совпадают три предпосылки: 1) фирма обладает преимуществами по сравнению с другими фирмами в этой зарубежной стране (специфические преимущества собственника); 2) фирма может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома, например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (преимущества места размещения прямых инвестиций); 3) фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там через экспорт товаров или экспорт знаний другим фирмам (преимущества интернационализации). В настоящее время эклектическая модель прямых инвестиций пользуется большой популярностью.

Теории портфельных инвестиций

Эти теории во многом определяются тем, что портфельных инвесторов интересуют за рубежом прежде всего четыре момента: а) уровень доходности иностранных ценных бумаг ; б) степень риска по этим вложениям; в) уровень ликвидности этих бумаг; г) желание диверсифицировать свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения. Комбинация этих четырех моментов приводит к тому, что портфельные инвестиции особенно сильно подвержены колебаниям экономической и политической конъюнктуры.

Теория бегства капитала

Данная теория разработана слабо. Это видно хотя бы из того, что сам термин «бегство капитала » трактуется по-разному. А это сказывается на результатах оценки масштабов этого явления. Так, Д. Каддингтон сводит бегство капитала к нелегальному ввозу и вывозу краткосрочного капитала. Однако большинство исследователей вслед за Ч.П. Киндлебергером полагают, что бегство капитала - это такое движение капитала из страны, которое противоречит ее национальным интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих отечественных владельцев капитала инвестиционного климата в стране. Некоторые добавляют, что капитал «бежит» еще и потому, что часто он имеет незаконное происхождение.

Механизм прямых инвестиций

Мотивы предпринимательства за рубежом

Чем конкретно руководствуются фирмы, осуществляя прямые инвестиции за рубежом?

Первым и основным мотивом является стремление к наиболее выгодному вложению капитала , что достигается производством товаров и услуг на месте. На это и направлена большая часть прямых инвестиций.

Второй мотив - технико-экономический. Часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз подработки, транспортных предприятий , банков, страховых компаний, торговых компаний и т.д.), иначе говоря, товаре- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта (реже - снабжения).

Третья группа мотивов - экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги , «отмывание» незаконных средств и т.п., поэтому происходит так называемое бегство капитала; особенно активно такой капитал поступает в страны и территории с чрезвычайно льготным налогообложением тех компаний, которые там регистрируются, но совершают свои операции за рубежами этих стран и территорий (так называемые оффшорные компании).

Для российских компаний характерны скорее вторая и особенно третья группы мотивов. Так, значительная часть зарегистрированных за рубежом фирм с российским капиталом занимается снабженческо-сбытовой деятельностью, транспортно-экспедиторскими, агентскими, туристическими, финансовыми, страховыми и другими услугами.

Третья группа мотивов преобладает в российского капитала за рубежом. Инфляция , неуверенность в экономическом и политическом будущем, высокий уровень налогообложения, отсутствие развитой системы поддержки частного бизнеса , бюрократические ограничения, а также желание «отмыть» за рубежом незаконно нажитые средства - все это приводит к огромному бегству капитала из России и других бывших советских республик . Причем капитал «убегает» преимущественно незаконными способами, нарушая отечественное валютное и внешнеторговое законодательство.

Механизм подготовки и осуществления прямых инвестиций

Подготовка и осуществление прямых инвестиций базируются на проектном анализе . Поэтому остановимся лишь на некоторых особенностях, присущих проекту осуществления прямых инвестиций в снабженческо-сбытовую деятельность.

В большинстве случаев создание за рубежом фирм с российским капиталом являлось логическим шагом в освоении зарубежных рынков , потребляющих российскую продукцию и/или поставляющих свою продукцию в Россию. Учредители указанных фирм предпринимали этот шаг, убедившись, что применяемые ими организационные формы экспорта и импорта товаров и услуг не позволяют использовать все потенциальные возможности для работы на зарубежных рынках.

Подготовка проекта осуществления прямых инвестиций включает ряд этапов. Она начинается с изучения рынка зарубежной страны, в том числе с анализа номенклатуры отечественных товаров и услуг, перспективных для сбыта, и определения емкости зарубежного рынка по этой номенклатуре. Если фирма планирует заниматься также сбытом местных товаров в Россию, то аналогичный анализ проводится по России. На этой базе делается прогноз объема реализации товаров и услуг через учреждаемую фирму.

Затем определяется способ закупок товаров и услуг у российских поставщиков и/или продаж их российским покупателям (с ними заключаются контракты, даже если они являются учредителями фирмы) за наличный расчет, в кредит , на консигнационный склад. Оговаривается способ оформления поставок: в виде договоров купли-продажи (типично для готовых изделий) или договоров комиссии (характерно для сырья).

На этой основе оценивается объем инвестиций в основные и оборотные фонды: затраты на размещение офиса, транспорт и склады, расходы на заработную плату , закупку и хранение товаров, таможенную очистку, транспортировку, страхование и т.п. Расчет делается в рублях и иностранной валюте и охватывает несколько лет.

Прорабатывается местное и отечественное законодательство, прямо или косвенно затрагивающее деятельность создаваемой фирмы: ограничения на вывоз и ввоз капитала и прибыли , таможенное законодательство, законодательство о конкуренции и демпинге, налоговое законодательство, иммиграционный режим, неформальные ограничения и т.д. Особое внимание уделяется оценке инвестиционного климата и учету рисков.

Определяется организационно-правовая форма создаваемой фирмы (товарищество, общество и т.д.) и подбираются потенциальные зарубежные ее учредители, если в них есть нужда. Последние, кстати, привлекаются к проработке вышеуказанных вопросов.

Затем следует оценка экономической эффективности создаваемой фирмы. При этом надо учитывать, что для снабженческо-сбытовых компаний задача максимизации их прибыли не всегда является главной, так как российскому учредителю часто выгоднее получить доход через цену, по которой зарубежная фирма покупает у него или продает ему товары, а не через дивиденды по вкладу в капитал фирмы. Однако если налогообложение прибыли в стране размещения зарубежного филиала заметно ниже, чем в России, то выгоднее, чтобы прибыль аккумулировалась за рубежом, что в большинстве случаев и происходит.

Заключительный этап создания (покупки) фирмы включает подготовку и принятие учредительских документов (договор , устав и др.); получение разрешения от компетентных органов в России (обязательно) и зарубежной стране (если такое разрешение требуется); регистрацию фирмы за рубежом и занесение ее в Государственный реестр зарубежных предприятий , создаваемых с российским участием.

Инвестиционный климат и инвестиционные риски

Понятие инвестиционного климата

Инвестиционным климатом (иногда предпринимательским) называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей , вкладывающих в ее экономику свои капиталы . Этот климат складывается из большого числа элементов (так называемых факторов риска), которые можно объединить в следующие группы:

  1. социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;
  2. внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;
  3. внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.

Каждый фактор риска имеет свою долю и оценивается в баллах. Поэтому становится возможным количественное измерение как отдельных групп факторов риска, так и инвестиционного климата в целом.

Понятие инвестиционных рисков и их оценка

Упомянутые выше группы факторов риска определяют ситуацию в самых важных для иностранного предпринимателя сферах жизни той страны, в которой он собирается вложить (или уже вложил) свой капитал . С точки зрения иностранного предпринимателя, это факторы, характеризующие различные виды риска, с которыми он сталкивается в зарубежной стране. В данном случае риск - это вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестором. Поэтому вместо термина «фактор риска» может употребляться просто «риск», а вместо социально-политической ситуации (внутриэкономической, внешнеэкономической) в стране и перспективах ее развития можно говорить о социально-политических (внутриэкономических, внешнеэкономических) рисках.

Социально-политический риск оценивается прежде всего исходя из того, насколько стабильна ситуация в стране с точки зрения социально-политических перемен, которые могут изменить экономическую политику страны настолько, что это приведет к заметной потере средств действующих в стране иностранных компаний. Аналогично можно определить и внутриэкономический, и внешнеэкономический риск.

Существует и чаще используется также другой подход к классификации рисков".

" В частности, одно из наиболее известных в этой области изданий - ежегодник по большинству стран мира в семи томах под названием «Political Risk Year-book», издаваемый американской фирмой «International Business Company USA (Publications) INC.», оценивает следующие риски: политический, финансовых трансфертов, экспорта, прямых инвестиций . Причем риски (группы рисков) оцениваются по 12-балльной системе (от «А+» - лучшая оценка, до «D-» - худшая оценка), а общая оценка не выводится. Американские фирмы «Business Enviroment Risk Intelligence», «International Reports » и немецкая фирма «BERI» дают и отдельный, и сводный риск, оценивая их по 100-балльной шкале (100 баллов - лучшая оценка).

Выделяют следующие три группы:

  • политические риски (включая и некоторые социальные);
  • финансовые риски, определяющие в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и ее юридическим лицам ссудного капитала;
  • риски операций и в особенности:
    • риски для внешнеторговой деятельности (внешнеторговый риск);
    • риски для производственной деятельности (производственный риск).

    Оценка рисков чрезвычайно важна для любого инвестора, но особенно для осуществляющего капиталовложения за рубежом, так как он попадает в незнакомую среду. Поэтому ему следует отчетливо представлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата:

      а) подбор факторов риска и их доля в любой системе не могут быть полностью объективны. Поэтому целесообразно сравнивать оценки риска, даваемые различными системами;

      " ОР1С - Overseas Private Investment Corporation.

      Под эгидой Всемирного банка действует Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, участником которого является и Россия. Наша страна имеет также несколько десятков соглашений с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

      4) подбор такого проекта, который явно нужен принимающей стране (с новой технологией, с экспортной направленностью) и поэтому будет «опекаться» за рубежом;

      5) «перевод» риска, основанный на использовании неакционерных форм собственности (см. п. 1);

      6) диверсификация риска через географическое рассредоточение портфеля зарубежных активов фирмы.

      Возможны и многие другие способы уменьшения риска, но наиболее распространенный состоит в том, что инвесторы просто воздерживаются от рискованных стран и проектов.

      Россия в международном движении капитала

      Особенности ввоза капитала в Россию

      Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично.

      Как страна - импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д. К началу 1999 г. внешняя задолженность России составила 141,5 млрд долл., а ежегодные платежи по ней начали составлять уже двузначную цифру.

      Что же касается предпринимательского капитала, то, несмотря на все усилия (или, скорее, призывы) государственных органов , его присутствие в России невелико: за 90-е гг. в стране было вложено около 10 млрд долл. иностранных предпринимательских инвестиций , преимущественно прямых.

      Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

      Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок , сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, землю), высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция , уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности .

      Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный.

      Объем накопленных иностранных прямых инвестиций оценивался на начало 1998 г. в Китае (не считая Гонконга) в 217 млрд долл., в Венгрии и Польше -по 16, а в России - примерно в 10 млрд долл.

      Особенности вывоза капитала из России

      Россия не только ввозит, но и вывозит капитал , в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям. Ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.

      Ведущей формой вывоза капитала из России в период 1991-1993 гг. являлся экспорт ссудного капитала в бывшие советские республики . Россия субсидировала их на сумму, составившую около 8% российского ВВП, предоставляя им так называемые технические кредиты для покупки российских товаров и занижая цены на них по сравнению с мировыми. Однако в последние годы государственные кредиты невелики, их роль на себя взяли экспортные кредиты предприятий , а также те поставки товаров в страны - члены СНГ, которые часто не полностью оплачиваются и превращаются в задолженность этих стран России.

      Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти инвестиции преимущественно размещены в Западной Европе в целях создания товаре- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний.

      Представляется, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность . Однако в настоящее время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200-300 млрд долл.

      Выводы

      1. Вывоз и ввоз капитала осуществляется всеми странами, хотя и в разных масштабах. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в частной и государственной, денежной и товарной, краткосрочной и долгосрочной, ссудной и предпринимательской формах. Вывезенный в предпринимательской форме капитал представлен портфельными и прямыми инвестициями.

      2. Существуют различные теории международного движения капитала, прежде всего так называемые традиционные; неоклассическая, кейнсианская, марксистская. Особое место занимают концепции ТНК, так как в них много внимания уделено моделям предпринимательских инвестиций. В первую очередь это модели монополистических преимуществ, жизненного цикла продукта, интернализации, марксистская модель прямых инвестиций, эклектическая модель.

      3. Фирма направляет прямые инвестиции или на производство товаров и услуг за рубежом, или на организацию там товаре- и услугопроводящей сети, или вывозит капитал в рамках его бегства. Для российских прямых инвестиций характерны два последних направления вывоза капитала.

      4. Механизм подготовки и осуществления прямых инвестиций базируется на проектном анализе , но имеет свои особенности. Создание за рубежом фирм и компаний с российским капиталом являлось логическим шагом в освоении зарубежных рынков . Подготовка проекта осуществления прямых инвестиций - длительный процесс.

      5. Инвестиционным климатом называется ситуация в стране с точки зрения условий для иностранных инвестиций. Инвестиционный климат характеризуется различными инвестиционными рисками: политическим (социально-политическим), финансовым, внешнеторговым и производственным. В России отмечается не очень благоприятный инвестиционный климат.

      6. В международном движении капитала Россия участвует весьма специфически. Она активно ввозит ссудный капитал и слабо - предпринимательский. Одновременно для России характерны широкие масштабы бегства капитала.

      Термины и понятия

      Международное движение капитала
      Прямые инвестиции
      Портфельные инвестиции
      Интернализация
      Бегство капитала
      Оффшорная компания
      Инвестиционный климат
      Инвестиционный риск

      Вопросы для самопроверки

      1. Создав фирму за рубежом, вы участвовали в международном движении капитала. Но теперь, когда эта фирма работает, ей не требуется приток капитала из России и она не переводит средства в Россию. Участвуете ли вы в международном движении капитала?

      2. Вы купили акции «Дженерал моторс». Вывоз ли это капитала из России? Если да, то в какой форме? А если вы купили облигации этой компании?

      3. Чем отличаются отделения, дочерние и ассоциированные компании?

      4. Что собой представляет концепция интернализации ТНК?

      5. Российские предприниматели основали за рубежом множество так называемых оффшорных компаний. Каков основной мотив создания таких компаний?

      6. Можно ли уменьшить уровень риска, создавая компанию за рубежом? Как это можно сделать?

      7. Почему считается, что для страны предпочтительнее ввоз предпринимательского. а не ссудного капитала?

  • Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в различных формах:

    1. В ссудной и предпринимательской формах. Капитал в ссудной форме приносит владельцу доход в виде процентов по депозитам, другим вкладам, займам, кредитам; а капитал в предпринимательской форме – преимущественно в виде прибыли. Предпринимательский капитал - это капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия - это те капиталовложения в принимающей стране, которые позволяют участвовать в управлении объектом вложения. По международной статистике доля иностранного участия в акционерном капитале фирмы, дающая возможность такого участия, принята в размере 25%, по американской статистике – 10%, по австралийской и канадской – 50%. Основными формами являются: открытые за рубежом предприятия, создание СП, совместные разработки природных ресурсов, покупка или захват предприятий страны. В мире развитые страны привлекают почти ¾ всех прямых инвестиций, около 20% - развитые страны, 5% - страны Центральной и Восточной Европы. Предприятия, в которых есть иностранные прямые инвестиции, называют зарубежными филиалами , разделяя их по степени контроля со стороны иностранной материнской компании на:

    § отделения, которые полностью или частично принадлежат иностранному инвестору и являются его представительством или офисом. Чаще всего это закупочно-сбытовые предприятия со складами и сервисным обслуживанием, строительные и добывающие предприятия;

    § дочерние компании , к которым относят хозяйственное общество, в котором иностранному инвестору принадлежит более 50% акций с правом голоса и он имеет право назначать и смещать большинство членов административного, исполнительного или наблюдательного органа.

    § ассоциированные компании (или смешанные) , к которым относят те хозяйственные общества, в которых иностранному инвестору принадлежит от 10 до 50% акций с правом голоса;

    Портфельные инвестиции образуются вложением капитала в ценные бумаги предприятий в размерах, которые на обеспечивают право собственности или контроля. Такими ценными бумагами могут быть акционерные ценные бумаги, долговые ценные бумаги – облигации, простые векселя, долговые расписки, инструменты денежного рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, финансовые деривативы и пр. Причиной портфельных инвестиций является стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль. Более 90% портфельных инвестиций осуществляются между развитыми странами.

    Ссудный капитал вывозится за пределы стран в виде предоставления краткосрочных и долгосрочных займов для получения процентов. Кредиторами могут быть частные фирмы или банки, государственные органы и международные финансовые организации, а получателями – частные лица, компании, предприятия, правительства стран. Экспорт ссудного капитала приобрел большие масштабы и стал основой современной системы международного кредита.

    2. В форме частного, государственного капитала или капитала международных организаций. Обычно государственные кредиты и займы международных организаций предоставляются на льготных условиях по сравнению с частным капиталом, иногда вообще безвозмездно. Подобное движение капитала называется помощью , а безвозмездная его часть – субсидиями (грантами).

    3. В денежной и товарной формах . Экспорт капитала нередко принимает вид вывоза машин, оборудования, патентов, если они экспортируются в качестве вклада в уставной капитал создаваемой или покупаемой там фирмы.

    Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

    Классификация ОЭЗ

    В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

    В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

    Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

    Промышленные или промышленно-производственные зоны;

    Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

    Сервисные зоны, или зоны услуг.

    Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

    Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

    Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



    Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

    Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

    1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

    2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

    3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

    4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

    5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

    6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

    7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

    В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

    В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

    Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

    Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

    Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

    Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

    Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

    Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

    Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

    В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

    В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

    Опыт создания ОЭЗ в России

    История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

    Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

    Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

    Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

    Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

    Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

    Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

    При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

    Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

    Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

    Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

    Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

    Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

    Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

    Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

    С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

    ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

    В России создаются ОЭЗ двух типов:

    Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

    Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

    На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

    Процесс создания ОЭЗ следующий.

    1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

    2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

    3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

    В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

    Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

    Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

    Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

    Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

    1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

    Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

    Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

    Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

    2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

    3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

    Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

    После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

    В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

    На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

    По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

    Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

    Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

    Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

    ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

    Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

    На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

    Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

    В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

    В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

    В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

    Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

    В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

    В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

    Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

    Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

    По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

    На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

    Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

    Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

    1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

    Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

    В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

    Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

    К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

    Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

    В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

    По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

    Иное имущество (в том числе имущественные права);

    Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

    Работы и услуги;

    Нематериальные блага;

    Информация.

    Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

    В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

    Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

    Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

    Имущественные права;

    Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

    Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

    Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

    Таблица 1

    Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

    Критерии классификации Типы инвестиций

    По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

    Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

    По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

    Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

    По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

    По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

    Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

    По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

    Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

    По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

    Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

    Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации.

    Формы международного перемещения капитала:

    1. По источнику происхождения :

    а) официальный (государственный) капитал – средства налогоплательщиков (средства государственного бюджета), решение о перемещении которых принимаются правительством страны (межгосударственные кредиты, дары, официальная помощь, предоставляемая на основе межправительственных соглашений).

    б) частный капитал – зарубежные инвестиции, осуществляемые по решению руководства частных фирм, межбанковское кредитование.

    Ø прямые инвестиции

    Ø портфельные инвестиции

    Ø торговый кредит

    в) капитал международных экономических организаций используется по решению руководящих органов международных организаций (МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и др.)

    2. По функциональному назначению капитала

    а) предпринимательский капитал , вкладываемый в производство с целью получения прибыли;

    б) ссудный капитал , вкладываемый с целью получения ссудного процента.

    3. По срокам вложения

    а) среднесрочный и долгосрочный капитал

    Ø межправительственные кредиты

    Ø прямые и портфельные инвестиции

    Ø кредиты международных экономических организаций.

    б) краткосрочный кредит – менее одного года (товарный (торговый) кредит)

    4. По цели вложения :

    а) прямые инвестиции – долгосрочное вложение капитала в масштабах, обеспечивающих контроль инвестора над объектом размещения капитала (в промышленные, торговые и другие зарубежные предприятия)

    б) портфельные (спекулятивные) инвестиции – долгосрочные и краткосрочные вложения капитала в ценные бумаги, не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования (в иностранные ценные бумаги)

    в) международные кредиты ссудного капитала (промышленным и торговым предприятиям, банкам и другим финансовым учреждениям)

    г) экономическая помощь (безвозмездные / льготные кредиты)

    Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде международных займов, кредитов, банковских депозитов, средств на счетах иностранных финансовых институтов.

    Вывоз предпринимательского капитала осуществляется следующими путями:

    Ø за счет строительства зарубежных собственных или на паях предприятий;

    Ø через приобретение ими контрольного пакета или части акций действующих предприятий;

    Ø путем открытия за границей собственных филиалов или дочерних компаний.

    В частном вывозе преобладает вывоз предпринимательского капитала, а в государственном – вывоз ссудного капитала. Доминирующей формой вывоза капитала в настоящее время являются международные займы.


    Касаясь вопроса о влиянии вывоза капитала в форме портфельных инвестиций и кредитов, следует отметить его двойственное влияние на мировое хозяйство. С одной стороны, обеспечивается международное воспроизводство капитала. В условиях его интернационализации и интеграции финансовых рынков повышается эффективность механизма международных экономических связей. С другой стороны, неконтролируемые переливы капитала вызывают нарушения равновесия платежных балансов стран и ведут к существенным колебаниям валютных курсов. В свою очередь, значительный импорт иностранного капитала способен привести к вытеснению национального капитала.

    В мировой практике проводится четкое различие между перемещением капитала и иностранными инвестициями.

    Перемещение капитала включает: платежи по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов (на срок не более 5 лет), приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т. п.

    Под иностранными инвестициями понимается такое перемещение капитала, которое преследует цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.

    Портфельные инвестиции – это вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменении курса и/или получении дивиденда, а также участия в управле­нии хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не дают возможности непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Инвесторы могут получить прибыль только в соответствии с установленными правилами о ценных бумагах.

    Формирование портфеля происходит путем приобрете­ния ценных бумаг и других активов.

    Портфель - совокупность собранных воедино различ­ных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).

    Портфельные инвестиции - важный источник привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральными (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки. На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах.

    Особенности портфельных инвестиций в Российской Федерации :

    ♦ в силу неразвитости ценных бумаг компаний и рынка ценных бумаг портфельные инвестиции не составля­ют большой суммы;

    ♦ в основном приобретаются ценные бумаги топливно-энергетического комплекса и металлургии.

    Международное движение капитала.

    Сущность и формы международного движения капитала.

    Одним из характерных явлений современной мировой экономики является движение капитала между странами. Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства - исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах. Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченности стран накопленными запасами материальных средств, необходимых для производства товаров, но и в различиях исторических традиций и опыта производства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

    Формы международного движения капитала

    Международное движение капитала как фактора производства приобретает различные конкретные формы.

    1. По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный и частный.

      Официальный (государственный) капитал - средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, то есть в итоге деньги налогоплательщиков. Поэтому решения о перемещении такого капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти (парламентом).

      Частный (негосударственный) капитал - средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу или принимаемые из-за границы по решению их руководящих органов и их объединений. Источником происхождения этого капитала являются средства частных фирм, не связанные с государственным бюджетом.

    Но, несмотря на относительную автономность фирм в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство обычно оставляет за собой право его регулировать и контролировать.

      По характеру использования выделяют:

      Предпринимательский капитал - средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

      Ссудный капитал - средства, даваемые взаймы с целью получения процента.

      По сроку вложения выделяют:

      Среднесрочный и долгосрочный капитал - вложения капитала сроком более чем на 1 год. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.

      Краткосрочный капитал - вложения капитала сроком менее чем на 1 год.

      По цели вложения капитала выделяют:

      Прямые инвестиции (direct investments) - вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Они практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала, не считая относительно небольших по объему зарубежных инвестиций фирм, принадлежащих государству.

      Портфельные инвестиции (portfolio investments) - вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции также преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство зачастую выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги.

    Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

    Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего, активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

    За 2012 год прямые инвестиции в экономику России поступили в размере 13 миллиардов долларов, что на 4,6% больше, чем за такой же период 2011 года. Также увеличился объем портфельных инвестиций почти в 3 раза и составил 1,5 миллиардов долларов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Прочие инвестиции в экономику Российской Федерации понизились на 17,2% и составили 101 миллиардов долларов.

    Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец сентября 2012 года составил 353 миллиардов долларов, что на 9,3% выше по сравнению с таким же периодом 2011 года. Самый большой удельный вес в накопленном иностранном капитале относится к прочим инвестициям, которые осуществляются на возвратной основе. Их показатель составил почти 60% (58,3% на конец сентября 2011 года), доля портфельных инвестиций составила - 2,5% (2,6%), прямых - 38,3% (39,1%).

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх