Как проводится профотбор в военкомате, какие тесты выполняют призывники. Тест профтбор ПФО в ФСБ: что это, длительность, вопросы

Успешности трудовой адаптации, развитию творческой активности и удовлетворенности трудом в значитель­ной степени способствует правильный выбор профессии. Решение данной проблемы осуществляется в рамках профессионального отбора.

Профотбор - научно обоснованная система методов и приемов, направленных на рациональный отбор желающих путем объективной оценки инди­видуальных особенностей человека (его здоровья, склонностей, воз­можностей и др.) и соответствия их объективным потребностям обще­ства.

Назначение профотбора - уменьшить потери из-за неудовле­творенности выбранной профессией и отсутствия у работника не­обходимых способностей и наклонностей.

Профессиональный отбор со­стоит из четырех элементов: профессиональной ориентации, профес­сиональной консультации, собственно профессионального отбора и профессиональной адаптации.

1. Профессиональной ориентацией называется элемент системы профессионального отбора, способствующий ознакомлению заин­тересованных лиц с существующими профессиями.

Задача профес­сиональной ориентации состоит в выявлении профессиональных интересов, способностей и пригодности к той или иной профес­сии, в показе социального престижа каждой из них, привлекатель­ности и содержательности, ценностной ее значимости, способст­вующих появлению предрасположенности личности к данному виду трудовой деятельности.

Пути и методы осуществления профессиональной ориентации :

Проведение лекций и бесед специалистами;

Распространение специальных книг, проспектов;

Просмотр специальных кинофильмов;

Выполнение специальных поручений в рамках данной профессии.

2 . П рофессиональная консуль­тация – деятельность, направленная на более глубокое раскрытие значимости профессии, ее специфиче­ских особенностей. Она проводится в организации наиболее опытными специа­листами и способствует появлению у избирающего профессию более определенного решения - выбора или отказа от нее.

3. Профессиональный отбор - процесс, в котором организация отбирает из списка соискателей лицо или лиц, наилучшим образом подходящих по критери­ям для вакантного места, принимая во внимание условия окружаю­щей обстановки.

Главная задача профотбора сводится к выявлению профессионально значимых качеств у избирающего данную профес­сию.

Профотбор включает следующие этапы :

3.1. Составление профессиограммы . Профессиограмма - разностороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях, а также требований, предъявляемых к лич­ным качествам специалистов.

Профессиограмма включает следующие ха­рактеристики специальности :

3.1.1. производственно-техническую (перечень основного используе­мого оборудования, инструмента, приспособлений, материа­лов, особенности рабочего места, производственного процес­са и т.д.);

3.1.2. экономическую (роль и место специальности в производствен­ном процессе, формы и системы оплаты труда, показатели и условия премирования);

3.1.3. гигиеническую и медицинскую (уровень запыленности, осве­щенности, температуры, шума, вибрации, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания);

3.1.4. социальную (общественное значение профессии, спрос на спе­циальность, виды и формы служебных контактов, перспекти­вы профессионального и должностного роста и т.д.);

3.1.5. педагогическую (перечень необходимых умений, навыков и ос­новных форм и методов их формирования);

3.1.6. психофизиологическую (перечень необходимых психофизиоло­гических качеств и особенностей исполнителя).

3.2. набор кандидатов . Источниками могут служить: прежние сотрудники, случайные претенденты, размещение объявлений в средствах массовой инфор­мации, государственные и коммерческие агентства по трудоустройст­ву, учебные заведения, различного рода семинары, фестивали и т.д.

3.3. оценка кандидатов на соответствие будущей работе . Существует много способов осуществления этого этапа. Самые распространенные методы:

3.3.1. собеседование. Цель собеседования - дать возможность менеджеру оценить соответствие кандидата его будущей работе; позволить кандидату решить, подходит ли эта работа для него;

3.3.2. объективные тесты. При использовании тестов необ­ходимо соблюдать определенные принципы:

    должно быть четко определено качество, оцениваемое тестом;

    тест должен быть стандартизированным;

    результаты тестов должны быть надежными, достоверными;

    тест проводится в стандартных условиях.

Обычно тесты подразделяются на пять групп:

1. на опреде­ление способности;

2. на определение квалификационных навыков;

3. на проверку личных качеств;

4. для отбора группы;

5. медицинский.

3.4. принятие окончательного решения . Для принятия решений по отбору претендентов на вакантную должность необходимо проанализировать документы, предоставленные при подаче заявления о приеме на работу (автобиографию, справки об образовании, рекомендации с прежних мест работы), а за­тем провести заключительную беседу.

4. Трудовая адаптация - социальный процесс освоения лично­стью новой трудовой ситуации, в которой личность и трудовая среда оказывают активное воз­действие друг на друга.

При поступлении на работу человек уже имеет оп­ределенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответ­ствии с которыми формирует свои требования к организации. Организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и организация взаимодействуют, при­спосабливаются друг к другу, что и является сущностью трудовой адаптации.

Трудовая адаптация - это сложный и многогранный про­цесс. Он представляет собой единство нескольких адаптации:

4.1. Профессиональная адаптация выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессио­нального мастерства, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей. Она включает в себя подготовку к труду в общеобразовательных школах, вы­бор профессии, профподготовку и начало трудовой деятельности. Такая адап­тация имеет наиболее широкую сферу действия.

4.2. Социально-психологическая адаптация заключается в ос­воении социально-психологических особенностей коллектива, вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, по­зитивном взаимодействии с его членами, укреплении и развитии коллективизма. При этом происходит активное сравнивание и взаимоприспособление ценностей, норм поведения, нравственных представлений и идеалов нового работника и трудовой среды.

4.3. Общественно-организационная адаптация означает освое­ние организационной структуры коллектива, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и от­дыха; соблюдение дисциплины труда и активное включение в процесс самоуправления коллектива.

4.4. Культурно-бытовая адаптация - это освоение в коллективе особенностей организации быта и традиций проведения свобод­ного времени. Быстро проис­ходит культурно-бытовая адаптация в тех коллективах, члены ко­торых связаны не только отношениями по работе, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для всесторонне­го развития личности.

4.5. Физиологическая адаптация сводится к перестройке физиологиче­ских функций вследствие реакции организма на изменившиеся усло­вия среды. При этом усложняются процессы, обеспечивающие трудо­вую деятельность человека.

Различают также трудовую адаптацию:

- первичную .Происходит при первона­чальном вхождении работника в производственную среду;

- вто­ричную. Происходит при смене рабочего места без смены и со сменой профес­сии или при существенных изменениях производственной среды.

По времени процесс трудовой адаптации можно условно разделить на три этапа:

- познавательный (ознакомительный) . Продолжается примерно 3-6 месяцев, во время которых новый работник знако­мится с коллективом, производственными условиями и содержа­нием труда. У него еще нет полного представления и окончатель­ных суждений о профессии и коллективе;

- оценочный. Здесь постигаются тонкости профессиональ­ного мастерства, происходит освоение социального опыта, при­нимается окончательное решение о приобщении к профессии и коллективу. Он продолжается 1,5-2 года в зависимости от слож­ности выполняемой работы и характера социальных отношений в коллективе;

-заключительный. Здесь происходит дальнейшее форми­рование активного творческого работника, его полной совмести­мости с социальной средой; работник стабилизируется и закреп­ляется по данной профессии, признает и осознает свою принад­лежность к коллективу.

Завершение трудовой адаптации как процесса овладения избранной специальностью и формирования полноценного члена трудового коллектива характеризуется следующими показателями:

Квалификационный рост,

Профессиональная устойчивость,

Стабильность количественных и качественных показате­лей труда,

Трудовая и творческая активность,

Совмещение профессий,

Расширение зон обслуживания,

Высокий уровень дисциплины труда,

Отсутствие конфликтов с членами коллектива.

Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что от 60 до 80% травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших. Это связано с низким уровнем профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточным воспитанием, слабой установкой специалиста на соблюдение безопасности, допускам к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребыванием людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих безопасность деятельности специалиста.

Еще в 1919 году Комиссия по изучению промышленного утомления Великобритании установила большую частоту несчастных случаев (при прочих равных условиях) у тех рабочих, которые ранее уже травмировались. Был сделан вывод о наличии у рабочих разной индивидуальной предрасположенности и подверженности несчастным случаям. Позже немецкий психолог Марбе сделал вывод о наличии определенных индивидуально-психологических свойств, обусловливающих подверженность несчастным случаям, установив прямую зависимость от следующих причин: скорость реакции, концентрация внимания, легкомыслие, беззаботность и т.п.

Видный ученый Фармер разделил понятия "предрасположенность к несчастным случаям" и "подверженность несчастным случаям". По его мнению, предрасположенность - это врожденное, устойчивое качество человека. Термин "подверженность" Фармер использовал как обобщающий все факторы, определяющие причинность травмы. Подверженность включает, и предрасположенность. Но подверженность можно уменьшить воспитанием, обучением, использованием технических средств безопасности, хотя предрасположенность при этом не меняется. Такое разделение психологических причин травматизма позволило перенести акцент с поисков фактора, составляющего фатальную предрасположенность, на изучение личности в целом, на выявление факторов, которые усиливают возможность "подверженности" человека травмам, авариям на производстве. Среди психологических факторов, усиливающих "подверженность" человека несчастным случаям, можно выделить как наиболее важные: несоответствие человека избранной профессии (профессионально-психологическая непригодность), низкий уровень квалификации, неблагоприятное психофизиологическое состояние человека (утомление, эмоциональная напряженность и т. д.), низкая стрессоустойчивость, личностные особенности (легкомыслие, склонность нарушать правила техники безопасности и т.п.).

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям.

Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (состояние нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.); отбор по данным образовательного ценза, направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности.

Процесс профотбора

Первый этап включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку и раскрытию внутренней структуры деятельности. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, регламентирующих деятельность; наблюдение за деятельностью специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, киносъемка, хронометраж. Информация о профессии обобщается в профессиограмме, в которой указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий. Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза - способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя - психофизиологические качества, наиболее сильно влияющие на безопасность движения: внимательность, быстрота ориентировки и предвидения.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:
1)прогностическая ценность методики - характеризует возможность теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
2)надежность методики - характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
3)дифференцированность методики - означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.

Существуют самые различные тесты, например тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.

Следующий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.
Выделяют два типа профессиональной пригодности : абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму). При реализации "подхода по минимуму" минимально допустимые показатели тестов могут быть четко определены требованиями профессии.

При этом невысокие результаты, показанные кандидатами при отборе для одной группы специальностей, не исключают, а порой и предполагают успешное прохождение ими отбора для других специальностей, где требуются иные психологические качества.

В ряде случаев целесообразно проводить двухэтапный отбор: вначале проводят отбор по тестам (первый этап), который, как правило, не требует больших затрат времени, а затем кандидаты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на рабочих местах (второй этап), где в течение нескольких часов или дней выполняют профессиональные обязанности и ведется контроль изменения показателей качества деятельности человека через каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показатели качества деятельности аппроксимируются и вычисляется время, необходимое для подготовки кандидата, которое не должно превышать время, отводимое для этих целей.

Использование отбора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30-50%, увеличить надежность работы систем управления на 10-25%, сократить аварийность на 40-70%, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30-40%.

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

Рассказал о своем поступлении в летный институт: какие задания дают абитуриентам на профессиональном отборе и как к нему подготовиться.

Поступление разбито на вступительные испытания. Сначала медицинская комиссия. Если вы ее прошли, отправляетесь на профессиональный отбор. Если проходите его - вашу судьбу решат результаты ЕГЭ. Если вы не прошли одно испытание - на следующее вас не допустят.

Что входит в профессиональный отбор

1. Опросник

Выдается около 500 вопросов на проверку характера. За нечестные ответы абитуриент переписывает опросник, при повторной нечестности его снимают с отбора.

2. Методика «Кольца Ландольта»

Выполнение. Как мы видим, внизу под графой «Проба» вычеркнуты два кольца (их вычеркнет психолог на свое усмотрение). Наша задача - вычеркивать кольца из бланка с точно таким же расположением разрезов, причем вычеркивать точно таким же способом, который указал психолог.

С помощью этого задания изучают произвольное внимание и оценивают темп психомоторной работы, работоспособность и устойчивость к монотонной работе, требующей постоянной сосредоточенности. Отведенное время - 5 минут.

3. Методика «Шкалы приборов»

Выполнение. Перед нами 9 амперметров с разной шкалой и ценой деления. Наша задача - узнать, сколько показывает каждый амперметр. Смотрим на первый из них, левый верхний. Что мы видим? Стоит цифра 5. От нуля до нее - пять делений. Значит, цена одного деления - 1. Отсюда видим, что наш амперметр показывает 4. Причем если стрелка левее нуля, то перед показанием амперметра нужно ставить знак «минус», а если правее, то «плюс». И так со всеми амперметрами. Под амперметрами расположены схемы, по которым мы суммируем показания амперметров.

4. Красно-черная таблица (КЧТ)

Отыскиваем все числа таким образом: «24 красная - 1 черная, 23 красная - 2 черная». То есть красные на убывание, черные - на прибывание. После каждой цифры есть буква, после нахождения цифры ее надо записывать. В нашем случае должен получиться ряд букв ЕЕМХОИ и так далее.

5. Методика «Установление закономерностей»

Слева перед каждой строчкой изображены значки «:», «+», «?», «*» и так далее. Этими условными знаками обозначены одно или несколько слов из тех, что есть в данной строчке. Ваша задача - отыскать и подчеркнуть эти слова. Отведенное время - 8 минут.

6. Методика «Компасы»

Нужно определить направление, указанное стрелкой относительно переменной системы координат. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк нельзя. Отведенное время - 5 минут.

7. Диктант 1

Диктуется большое количество слов в умеренно быстром темпе. Ваша задача - писать как можно быстрее и больше слов. Чем больше записали, тем лучше. На грамотность тут не смотрят, главное - количество. То есть вместо «молоко» можно записать «малако», вместо «автор» - «афтар», «здесь» - «стесь». И это будет верно.

8. Диктант 2

Диктуются те же слова, что и в первом диктанте, но читаются они наоборот: не «молоко», а «околом». Ваша задача - записать как можно больше слов. Как слышите, так и пишете. Переворачивать слова обратно не нужно.

9. Диктант 3

Диктуется море слов в неимоверно быстром темпе. Ваша задача - написать как можно больше слов как можно быстрее. Почти все. Осталось два испытания.

10. Беседа

Это обычная беседа, разговор. Испытуемого спрашивают, почему он захотел стать пилотом и так далее. Желательно выучить фамилии известных летчиков, космонавтов, праздники гражданской авиации.

11. Прибор «Абитуриент»

Нужно нажимать определенные кнопочки, когда загораются лампочки.

Если абитуриент успешно прошел профессиональный отбор, ему остается предоставить документы и результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. К военным летчикам требования жестче, чем к гражданским: им еще нужно стопроцентное зрение, правильное цветоощущение, также регламентированы артериальное давление, индекс массы тела, рост в положении стоя и сидя, длина ног и рук.

Проверить истинность слов партнёра по общению люди стремятся всегда. Для этого приходится всматриваться в мимику и жесты, вслушиваться в интонацию голоса, анализировать услышанную информацию. Подобные приёмы используются на бытовом уровне.

Однако есть сферы, где правдивость полученной информации должна быть абсолютно точной. Для максимально объективной оценки честности человека в некоторых структурах используется детектор лжи.

Полиграф применяется в Федеральной Службе Безопасности (ФСБ) при приёме на работу. Давайте узнаем, как проходит процесс проверки в ФСБ, и действительно ли результаты психофизиологического исследования на полиграфе в ФСБ можно признать истиной в последней инстанции?

Правда победит, но необходимо ей решительно помогать.
Юлиус Фучик

ПФО в ФСБ: что это, длительность, вопросы

ПФО в ФСБ - это Психо-Физиологическое Обследование человека, поступающего на службу в органы ФСБ.

ПФО в ФСБ включает в себя следующие виды тестирования:

  • Медицинское обследование состояния здоровья.
  • Психологические тесты, а именно набор специализированных IQ-тестов (СМИЛ, КОТ , тесты Айзенка и т.п.).
  • Тесты на зрительную память - точность запоминания и воспроизведения зрительных образов, скорость зрительного запоминания.
  • Написание кандидатом автобиографии, сочинения на предложенную психологом тему.
  • Ответы на вопросы психолога (о , о здоровье, о половой жизни, об употреблении алкоголя, наркотических средств).
Далее весь материал анализируется и составляется психологический портрет кандидата.
Длительность ПФО: 6 часов.

Совет: Выспитесь хорошенько перед ПФО и тестированием на полиграфе! Нужна будет "светлая" голова на весь день.


По результатам ПФО (успешным) кандидату на службу в ФСБ назначают тест она полиграфе (подробнее ниже).

Если же психолог в ФСБ по результатам ПФО поставит кандидату вердикт "Психологически не годен для службы в ФСБ", то на тест на полиграфе не отправят.

Полиграф: принцип работы

Полиграф являет собой достаточно сложное техническое средство, предназначенное для проверки правдивости сообщаемой человеком информации. Более известное название этого устройства – детектор лжи.


Оценку достоверности данных полиграф осуществляет на основе мониторинга и фиксации параметров сердечно-сосудистой активности, а также дыхания, электрического сопротивления кожи и других показателей физиологической активности личности, проходящей проверку.


Современный полиграф состоит из переносного ПК, на мониторе которого отображаются показатели, а в памяти сохраняется вся полученная информация, а также датчиков, регистрирующих показатели физиологических параметров. Датчики фиксируют следующие показатели:

  • дыхание (грудное и диафрагменное либо брюшное);
    электропроводность кожи;
    пульс либо артериальное давление.

    Это основные показатели. Анализ каждого из них обязателен для принятия решения об истинности или лживости полученной информации. Если исключена хоть одна из перечисленных характеристик, результаты исследования считаются недостоверными (невалидными).


    Есть датчики, которые проверяют и другие параметры: изменения голоса, тремор тела (двигательную активность). Они являются дополнительными. Принимать решение, основываясь исключительно на этих показателях, нельзя.

    Компоненты структуры полиграммы

    Фон – индивидуальные показатели физиологических процессов испытуемого, пребывающего в состоянии покоя, когда ему не задают вопросы.


    Реакция – существенное изменение динамики протекания физиологических параметров, наблюдаемое в ответ на определённый стимул (вопрос). Может выражаться в усилении либо ослаблении интенсивности динамики протекания процессов.


    Артефакт – изменение активности протекания физиологических параметров, вызванное влиянием дестабилизирующих факторов (внешних или внутренних). Это может быть кашель, реакция на внешний шум, болевые ощущения. Они не связаны с задаваемыми вопросами.


    Реакции, которые демонстрирует испытуемый, не специфичны. Это значит, что нельзя установить точно, какой стимул их вызвал (ложь, страх, ассоциация). Основным критерием является устойчивость и стабильность выраженной реакции в ответ на стимул (значимый).

    Полиграф в ФСБ: в каких случаях используется

    Тест на полиграфе проходят все претенденты на получение любой должности в ФСБ.


    Необходимо это для проверки наличия скрытых негативных особенностей характера потенциального сотрудника, корыстных мотивов поступления на службу, выявления «тёмных» пятен биографии (мошенничество, судимость, наличие зависимостей, коррупция и другие противоправные действия).


    Также, для контроля над деятельностью сотрудников может проводиться плановая проверка на полиграфе. В некоторых ситуациях он используется при увольнении сотрудников. Необходимо это с целью выявления нарушений в процессе работы.

    Как пройти полиграф в ФСБ: порядок действий

    • Сначала испытуемый проходит инструктаж, подписывает документы, подтверждающие согласие на прохождение детектора лжи.
      Для прохождения полиграфа человек располагается в кресле для теста. Важно, чтобы ему было удобно сидеть, никакие факторы (жёсткое сидение, неудобная поза) не вызвали дискомфорт.
      Перед началом тестирования к телу подключаются все необходимые датчики, которые будут фиксировать физиологические показатели во время тестирования и передавать их на компьютер (полиграф). Чтобы снизить психологическое напряжение специалист объясняет, для чего предназначен каждый датчик.
      Затем следует основной этап тестирования – ответы на вопросы .

      Проверка длится примерно 2 часа:

      • Сначала проводится калибровка прибора (его настройка). Суть её в том, что задаются вопросы, ответы на которые известны и очевидны. Испытуемому нужно ответить честно либо солгать.
        Затем следует этап тестирования . Во время ответов на вопросы датчики постоянно считывают физиологические показатели испытуемого. Когда он врёт, показатели меняются. Происходит это потому, что любая ложь для человеческого организма – стрессовая ситуация. Реакция формируется на уровне подсознания, поэтому контролировать её сознательно практически невозможно. Это требует высокого уровня самоконтроля, который вырабатывается длительными годами тщательных и систематических тренировок. Подобным приёмам учат разведчиков.
        В большинстве случаев на заключительном этапе исследования проводится «молчаливый тест». Суть его в том, что человек отвечает на вопросы в уме, не проговаривая ответы. Необходимо это для исключения вероятности использования методов противодействия полиграфу.
        После завершения испытания полиграфолог тщательно анализирует полученные данные (полиграмму). На основании этого анализа он делает выводы о достоверности предоставленной человеком информации.

        Статистические данные свидетельствуют, что из 10 человек проверку на полиграфе в ФСБ успешно проходят лишь 1–2 кандидата на определённую должность.

        Правда жизни в том, что нелегко в жизни тому, кто говорит всегда правду.
        Аврелий Марков

        Вопросы, задаваемые в процессе тестирования на полиграфе


        Для всех проходящих полиграф в ФСБ задаются стандартные вопросы. Их набор не зависит от того, на какую должность претендует человек.


        Все вопросы связаны с выявлением наличия у человека проблем с алкоголем, наркотиками и законом . Определяется, есть ли связи с криминальными группировками, кредиты, долги, игровая зависимость, опыт подделки документов, брал ли человек взятки, есть ли проблемы с законом у его близких.


        Также есть вопросы, которые направлены на выявление сознательных намерений у кандидата нанести ущерб организации.


        Вопросы задаются в хаотичном порядке, чтобы человек не имел возможности психологически подготовиться к нему и заранее продумать ответ.


        Если испытуемый излишне эмоционально реагирует на саму процедуру тестирования, показатели очень «смазываются». В подобном случае приходится задавать важные вопросы по несколько раз. Результат определяется по статистическим параметрам.

        В процессе проверки на полиграфе задаётся три типа вопросов:


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх