Что нужно знать выпускникам о распределении. Законные способы избежать распределения: один сложнее другого Систему распределения распространят на «платников»

https://сайт/ru/news/62514 2013 2013-04-10T16:59:36+0300 2013-04-10T16:59:36+0300 1970-01-01T03:00:00+0300 ru https://сайт/files/images/sources/razmerkavanne-vypusknikou.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

Беларусь - единственная страна в Европе, где до сих пор существует принудительное трудоустройство молодых специалистов. Правозащитники называют распределение нарушением прав человека, государство - заботой и социальными гарантиями для граждан. Кто в данной ситуации прав и существуют ли ограничения для распределения выпускников?

Законодательное обоснование распределения

Согласно Конституции , гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст.41). Кроме того, гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (ст. 49).

Вместе с тем, Кодекс Республики Беларусь Об образовании (далее - Кодекс) закрепляет понятие распределения как процедуру определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих (ст.83).

По мнению юриста и эксперта рабочей группы европейского диалога о модернизации с Беларусью Олега Граблевского , распределение по сути является принудительным трудоустройством, противоречит национальным и международным нормам права. "В этом смысле интересным является решение Конституционного суда за 2006 год, в котором отмечается, что цель распределения - улучшение кадрового обеспечения, распределение является вынужденной мерой со стороны государства, что вызвано трудностями переходного периода".

Государство, в свою очередь, настаивает, что распределение является мерой социальной поддержки выпускников вузов, ссузов. Законодательно закреплены определенные льготы для молодых специалистов: выплата "подъемных", запрет на установление испытательного срока. Работодатели отмечают, что уволить распределенного специалиста очень сложно.

"Государство лжет насчет так называемых льгот, причем лжет в самом термине "молодой специалист". По закрепленной в законодательстве норме, статус молодой специалист имеют только выпускники дневного отделения бюджетной формы обучения. Те, кто учился заочно, а также те, кто самостоятельно оплачивал свою учебу, молодыми специалистами не являются и никаких льгот не получают", - отметил Олег Граблевский.

В Европейском союзе вопрос социальных гарантий для молодых специалистов решают иначе. В Великобритании разработана специальная программа «Новый курс для молодых людей». Она включает в себя консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. В Германии существует сразу несколько способов борьбы с безработными молодыми специалистами. Один из таких способов идет от исторической традиции цеховых корпораций.

В России и Казахстане на законодательном уровне планируется закрепить предоставление квот для молодых специалистов, а также штрафы для работодателей, которые будут нарушать закон.

Каким образом происходит распределение?

Распределение молодых специалистов происходит в несколько этапов. Сначала выпускники проходят через так называемое "предварительное распределение", где впервые знакомятся со списком вакансий, которые поступили в университет. Считается, что наиболее успешные студенты имеют больше выбора, так как их кандидатуру комиссия рассматривает в числе первых. Но на практике часто выходит, что студенты, которые учились хуже получают так называемый "свободный диплом", так как пока очередь доходит до них, предложения в списке вакансий уже заканчиваются.

Выпускник вправе также самостоятельно найти рабочее место для распределения, принести заявку от работодателя. Все документы рассматривает специальная комиссия, которая может как одобрить такую ​​заявку, так и отклонить ее.

Секретарь комиссии ведет протокол заседания. Избранное рабочее место заносится в графу напротив фамилии выпускника. Иногда секретарь комиссии вносит записи простым карандашом, не ручкой. Подписывая такой протокол, студент должен понимать, что на месте прежнего записи простым карандашом уже после подписания может появиться совсем другая запись о направлении на работу. Доказать в таком случае, что вы соглашались на другое место трудоустройства, будет очень сложно.

Окончательное решение о трудоустройстве оформляется на итоговом распределении. Иногда на этом заседании в новый протокол просто дублируют информацию с предварительного распределения, когда выпускник и комиссия не изменили решения. Однако результаты предварительного распределения не гарантируют, что комиссия не изменит решение и вместо обещанного трудоустройства в Минске вас вдруг не решат направить в Лепель.

1) выпускники, включенные Министерством спорта и туризма в состав национальных, сборных команд Республики Беларусь;

2) выпускники профессионально-технических училищ и их филиалов, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний, лечебно-трудовых профилакториев;

3) выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей место работы предоставляется по месту закрепления за ними жилых помещений, либо по месту включения их в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо с их согласия в другом населенном пункте;

2) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам I или II группы, работа предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия в одно из имеющихся мест работы;

3) лицам, которые имеют одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителей, мужа (жены), ребенка-инвалида;

4) лицам, имеющим медицинские противопоказания к работе, полученной по специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья;

5) беременным женщинам, матери (отцу), которые имеют ребенка в возрасте до 3 лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по их месту жительства;

6) мужу (жене) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, которые проходят срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, таможенных органов, прокурорских работников, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту прохождения службы жены (мужа);

7) мужу (жене), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства и (или) работы жены (мужа);

8) супругам, которым место работы путем распределения должно быть предоставлено одновременно, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности в одном населенном пункте.

Окончательное направление на работу выпускник получает после сдачи государственных экзаменов, защиты диплома. Обычно это совпадает с выдачей диплома о получении высшего образования.

Наниматель обязан направить в учебное заведение сообщение о том, что сотрудник вовремя прибыл на работу. Если специалист не явился, наниматель также информирует об этом университет или колледж. В таком случае выпускник должен будет возместить средства, затраченные государством на его обучение.

Порядок взыскания денежной суммы закреплен ст.88 Кодекса. Там же содержится перечень лиц и случаи, при которых они освобождаются от обязательной выплаты средств, затраченных на обучение.

В 2012 году Конституционный суд принял решение, согласно которому от возмещения бюджетных средств, затраченных на обучение, должны быть освобождены также граждане, которые вместо прохождения распределения добровольно поступили на военную службу по контракту.

Уже во время прохождения распределения молодой специалист может обратиться в университет с просьбой перераспределить его (ст. 85 Кодекса). Например, выпускник женился и теперь хочет работать по месту жительства (или работы) своей супруги. В таком случае в университете вновь созывается комиссия, которая решает вопрос перераспределения.

Может ли быть отменено распределение?

С 2003 года наша страна стремится присоединиться к Болонскому процессу. Заявку от Беларуси должны были рассмотреть министры образования стран-участниц Европейского пространства высшего образования на саммите в Бухаресте 26-27 апреля 2012 года. Однако «белорусский вопрос» был снят с повестки дня до начала саммита и отложен до 2015 года. Поводом для такого решения стали рекомендации, сделанные рабочей группой Болонского процесса в январе 2012 года.

Распределение является одним из сдерживающих факторов присоединения Беларуси к Болонскому процессу. По мнению независимых экспертов, стать полноправным участником процесса, имея принудительное трудоустройство вместе с другими проблемами нашей системы образования, будет чрезвычайно сложно.

"В истории присоединения к Болонскому процессу были случаи, когда принимали страны, имевшие распределение. Самый яркий пример - Казахстан. Однако эта страна вскоре отказалась от принудительного трудоустройства выпускников, - замечает Олег Граблевский. - Я убежден, что Беларусь также откажется от такой непопулярной меры. Сегодня, когда перед молодежью открыт весь мир, очень сложно удерживать специалистов таким способом. Ситуация, когда человек два года отработал, а потом на его место ежегодно или через год прибывают все новые и новые люди, на самом деле невыгодна ни государству, ни работодателям, ни тем более самим выпускникам колледжей или университетов ".

Однако примеров, которые бы свидетельствовали о наличии политической воли на отмену распределения во власти, пока нет. Скорее наоборот. Например, вице-премьер Анатолий Тозик , ответственный за вопросы образования, неоднократно отмечал, что для выпускников медицинских вузов срок распределения должен быть продлен до 5 лет (сейчас - 3 года), для выпускников остальных вузов - до 3 лет (сейчас - 2 года). Кроме того, по мнению вице-премьера, распределение должно происходить за год до окончания университета, то есть на 4 курсе (сейчас - на 5 курсе).

Системе распределения студентов в Беларуси более 80 лет. Пережив разные этапы, вождей и некоторые империи, она доковыляла до нулевых, когда получила вторую жизнь. В ответ на официальные заявления о необходимости и пользе распределения все время летели стрелы критики. В этом году, когда количество рабочих мест резко сократилось, система резко столкнулась с кризисом изнутри. В рамках пятничного «Неформата» мы встретились с острым критиком распределения, который уверен: системы уже нет - есть мираж.

Кто это?

Владимир Дунаев долгое время работал в БГУ, был доцентом кафедры истории философии. Позже стал одним из учредителей Европейского гуманитарного университета. Сегодня представляется прежде всего как член Общественного Болонского комитета - гражданской инициативы, возникшей в 2011 году, когда Беларусь формально впервые подала заявку на вступление в Болонский процесс.

Распределение стало такой крепкой частью студенческой жизни. Можно радостно ждать, хитрить, пользоваться связями или прибегать к коррупции. Но с ним все равно нужно что-то делать. Расскажите, когда все началось и как мы к нему пришли.

Распределение появилось в СССР в 1933 году. Несмотря на разные этапы, его никогда не отменяли. Но более 80 лет назад перед ним стояли другие задачи: нужно было ликвидировать дефицит специалистов, ну и заодно лишить человека права свободного выбора. В тоталитарную систему распределение не только органично вписалось, но и с лихвой пережило ее.

В советское время распределяли всех. Тогда поддерживалась иллюзия равенства и никаких платников не было. Конечно, существовала коррупция и уловки (особенно начиная с восьмидесятых). Можно было выйти замуж или жениться, чтобы остаться в Москве или Минске. Конечно, большинство выпускников оставались в своем регионе, но теоретически ты мог приехать из Гомеля, а распределиться в Челябинск, потому что твой адрес - Советский Союз.

Как благо в виде гарантированных рабочих мест ее не преподносили, потому что официальной безработицы не было. Вот такая гармония.

Первым нормативным актом, регулирующим систему распределения в независимой Беларуси, стал приказ министра образования в 1993 году. Так когда-то жесткая система вяло перетекла в новейшую историю. Студент мог прийти с распределением на работу и получить там эмоциональный отказ и просьбу не мешать. О распределении не было ничего написано в законах - оно регулировалось только постановлениями Совмина. Все было плохо отлажено вплоть до 2006 года.

- Это когда появилось решение Конституционного суда?

Верно. Вполне обоснованы были претензии в неконституционном характере. Везде главный закон запрещает принудительный труд. А также гарантирует бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Без отработок, барщины или оброка. Но правовые аргументы уступили политической целесообразности. Судьи признали временную и вынужденную, но необходимость распределения.

О том, что норма является неправовой, свидетельствуют безуспешные попытки ввести распределение в других странах. В России, например, регулярно пытаются запустить белорусскую систему, но наталкиваются на конституционный запрет. В Украине Конституционный суд указал на это в 2011 году. Сейчас там распределяются только медики. Отказался и Казахстан. Беларусь остается единственной моделью для подражания в СНГ.

Тогда никто и не скрывал, что распределение должно решать проблему дефицита кадров в некоторых отраслях или регионах: «в целях улучшения кадрового обеспечения важнейших отраслей хозяйства Республики Беларусь». По крайней мере это было цинично, но честно. В 2011 году институту распределения начали приписывать функцию социального блага, мол, гарантированное первое рабочее место. Позвольте, гарантия первого рабочего места имеет значение, когда есть угроза безработицы и молодой специалист не может выйти на рынок труда. А у нас тогда существовал дефицит кадров во многих отраслях, проблемы найти работу не было. Конечно, так «заботиться» о студентах особенно не стоило.

Во время заботы о первом рабочем месте в фокусе были всегда студенты бюджетной формы обучения. Платники продолжали стоять особняком, в конце учебы находясь в лучах зависти многих бюджетников с направлением на нежелаемую работу в руках.

Вот и парадокс. Со временем платников становилось все больше. Если прислушаться к официальной стороне, которая называет распределение благом, то одни имеют на него право, другие - нет. Платник - это даже не молодой специалист с прилагающимися к этому званию правами, а непонятно кто.

Почему? Это можно рассматривать как логическое завершение вступительной кампании и результат обучения. Бюджетники - первые, как более постаравшиеся, платники - вторые в очереди.

Логику можно любую придумать. Даже слово платник несет негативную коннотацию. А вы посмотрите на проблему с другой стороны - это люди, которые, помимо налогов (которые платят их родители), финансируют образование. Может быть, они заслуживают больше внимания и заботы?

Вы, как покупатель, отдаете немалые деньги. Но взамен даже не можете предъявить претензии к качеству продукта, а наоборот - получаете массу претензий и даже лишаетесь официального социального блага - распределения.

Может ли быть что-то хорошее в том, что молодой человек уезжает работать по распределению в другой город, учится там жить самостоятельно, зарабатывать и тратить деньги? Армию же называют школой для мужчин.

5% участников недавно проведенного исследования тоже так считают: распределение - это форма обучения самостоятельности. Конечно, надо культивировать ответственное отношение в том числе и к своей судьбе. Проблема в том, что как раз система распределения меньше всего для этого подходит, потому что она не формирует ответственность. Да, вас могут забросить в такие условия, которые способны укрепить ваш дух или сломить волю. Можно придумать человеку еще много стрессовых ситуаций. Зачем?

У вас есть данные по поводу закрепления распределенных студентов? Сколько из них срываются с места до окончания отработки?

Официальной статистики по поводу возвращения распределенных нет. Есть ведомственные статистики и мифы. Прежний министр образования Сергей Маскевич в свое время заявил, что лишь 7-8% учителей меняют место работы. Другие эксперты говорят, что меняют в разы большее число. Интуитивно понятно, что, если условия работы являются неблагоприятными, ожидать от людей добровольного страдания, будто они мазохисты, сложно.

- Что делать государству, если учителя или врача ждут в деревне?

Улучшать условия. Как это делалось в дореволюционное время: община думала, как привлечь учителя. Это забота местных сообществ. У нас есть проблема - количество учеников, приходящихся на одного учителя, меньше, чем в Европе. Намного. Для этого умные люди за границей придумали школьные автобусы. Когда я читаю, что родители бьются за сохранение маленькой школы в деревне, то часто ловлю себя на подозрении: возможно, родители пекутся скорее о собственном комфорте, чем о качестве обучения.

- В рамках Болонского процесса или даже в мировой практике - где-нибудь еще распределение есть?

Да, за рубежом распределяются выпускники военных или духовных учебных заведений. Больше нигде. Студенты Оксфорда не бегают в поиске заявок. Тем не менее в рамках Дорожной карты [комплекс мер, необходимых Беларуси для принятия в Болонский процесс. - Прим. Onliner.by] европейцы согласились, что на время в Беларуси можно сохранить систему распределения для некоторых специальностей.

Нам важно принять то, что уже случилось де-факто: при дефиците рабочих мест распределение превращается в механизм наказания для студентов, вузов и работодателей. Это абсурд, когда, чтобы не портить статистику, вузы распределяют студентов к себе на кафедры или делят одну заявку на 4 по 0,25 ставки.

Начинается создание миража. Можно убеждать всех, что это есть реальность. Но зачем?

- Вам кажется, что мы все совсем ничего не потеряем, отказавшись от распределения?

Ну а что мы можем потерять? Подавляющее число студентов искало заявки на работу. Они и продолжат поиск рабочих мест. Нам остается отказаться от фикции. Все, что мы потеряем, - мираж.

Нужно признать, что система не работает, и заняться созданием альтернативной. Надо повышать уровень трудоустраиваемости учащихся - их шансов на получение работы.

Направлений сразу несколько. Все начинается с профориентации, которая не играет сейчас у нас никакой роли. Главные советчики в выборе профессии - родители и друзья, это неправильно.

Когда выпускник приходит к работодателю, то слышит: у тебя нет опыта работа. А как получить опыт, если он только учился? Студенты все больше понимают, что надо работать во время учебы. Даже необязательно по специальности. Но у нас не признается ценность такого опыта, как и ценность самообразования.

- Какой смысл в работе, если студент медицинского вуза пойдет стоять за прилавком?

А такой, что он поймет, как устроен труд, что такое ответственность, взаимоотношения, иерархия, необходимость принятия решений. Любой опыт имеет ценность, и ее надо легализовать. В европейской системе образования для этого есть система сертификации, которая приписывает кредиты.

Но даже если студент сегодня захочет работать по специальности, у него же нет шансов делать это легально. Да, можно пойти договориться с деканом, а можно и не договориться. В Европе есть гарантия - 20 часов любой работы в неделю. А у нас некоторые отвечают: для этого есть вечернее образование. Вузы консервативно не принимают работу как часть образования, для них это пренебрежение учебой в ущерб ей. На самом деле может быть только все наоборот.

Также, чтобы заинтересовать работодателей в приеме молодых специалистов, в некоторых странах им платят деньги - во Франции €4 тыс. в год.

Наверное, нам ближе система квот - когда работодатель должен часть вакансий оставлять для молодых специалистов. Сколько - это задача для законодателей и экономистов. Но это реальная помощь.

Ну и конечно, нужно учиться быть гибче. К сожалению, наши выпускники одни из самых некомпетентных в регионе, поэтому и работодатели не горят желанием работать с ними. Рынок труда не в состоянии повлиять на качество учебы, программы пишутся без участия работодателей. Вузовские программы должны отталкиваться от потребностей рынка и даже конкретных студентов - есть термин студентоцентричность - а не наоборот. Когда человек говорит, что для получения работы он должен учить вот это, а не то, что декан скажет. Вот это настоящая ответственность студента за свою профессиональную судьбу - он сам вместе с работодателем формирует предпосылки для последующих успехов или неудач.

И наконец, необходимо, чтобы работодатель через разработку и обновление профессиональных стандартов участвовал в управлении качеством образования. Для этого нужна совершенно другая национальная система квалификаций, которую Беларусь последняя в регионе только начинает создавать.

Высшее образование из элитарного стало массовым. И кажется, университеты всего мира, оказавшись к этому не очень готовыми, начинают активно реформироваться. Насколько длинный путь и в каком направлении им придется пройти?

У меня даже нет уверенности в том, что из ситуации есть выход. Возможно, кризис настолько глубок, что закончится для университетов катастрофой. Вызовы для традиционного высшего образования очень серьезные. Например, университеты испытают серьезную конкуренцию со стороны MOOC (massive open online course). Таких как Coursera, например. Раньше никто не запрещал там учиться, но и результаты не признавал. А на Лиссабонской конференции в мае уже говорилось, что две трети работодателей принимают сертификаты MOOC. Сегодня все чаще задумываются о том, что для профессиональной подготовки необязательно 4 или 6 лет учиться в вузах (за небольшим исключением специальностей).

Все развитые страны пытаются решить проблему, и для нас имеет смысл подключиться к процессу и учиться вместе со всеми, а не настаивать на самобытности собственной системы. Хорошей или плохой была советская система образования - уже не важно. Это инструмент из прошлого. Сегодня есть возможность использовать опыт Болонского процесса. Но конечно, это не готовый ответ на вызовы времени, а только совместный европейский поиск таких ответов.

Распределение в этом контексте - какой-то легкий путь в никуда.

- Наталья Томашевна , на ваш взгляд , как представителя университета , распределение это плохо или хорошо ?

На мой взгляд, распределение – это хорошо. Во-первых, выпускникам гарантируется первое рабочее место, что снимает проблемы самостоятельного поиска работы. Наша республика сегодня единственная на постсоветском пространстве (не говоря уже о дальнем зарубежье), которая гарантирует работу после окончания вуза. Общаясь с коллегами из других стран, мы видим, насколько остро стоит вопрос о поиске первого рабочего места для выпускников вуза. Практически ни один наниматель не желает принимать на работу человека без опыта и тратить время на его практическое обучение. Поэтому учебные заведения вынуждены создавать специализированные службы по содействию трудоустройству выпускников. Во-вторых, государство затрачивает средства на подготовку тех специалистов, которые необходимы в различных отраслях народного хозяйства страны, и соответственно целесообразно, чтобы выпускник, обучавшийся за счет средств республиканского бюджета, отработал указанный по распределению срок именно там, где более всего в нем нуждаются государство и общество. Кроме того, при поступлении в вуз абитуриент имеет право выбора: обучаться на бюджете или за счет собственных средств. И зная, что после завершения обучения они будут подлежать распределению, многие все же участвуют в конкурсе на бюджетные места.

Как это происходит

- По какой схеме происходит распределение ?

Схема распределения четко представлена в нормативной правовой базе. Процесс распределения регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании и постановлением Совета министров Республики Беларусь от 22.06.2011 г. №821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих». Ежегодно создаются комиссии по персональному распределению, которые непосредственно занимаются предварительным, а затем основным распределением. До этого вуз на протяжении всего года проводит комплекс мероприятий, предшествующих распределению. Организует ярмарки вакансий, проводит переговоры с основными заказчиками кадров, получает и обобщает заявки предприятий, учреждений и организаций республики, осуществляет разъяснительную работу среди выпускников о правах, обязанностях и гарантиях для молодых специалистов. Распределение не завершается выдачей направления на работу. После прибытия выпускников к местам трудоустройства вуз анализирует итоги распределения. Далее при необходимости комиссии занимаются вопросами перераспределения молодых специалистов.

Выбор места

- Что учитывается при распределении выпускника ?

При распределении выпускников учитываются определенные условия. Преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах имеют организации – заказчики кадров, подавшие заявки на подготовку и заключившие договоры о взаимодействии. Затем распределение осуществляется по письменным запросам организаций. Также для студентов, обучавшихся по педагогическим специальностям, при направлении на работу учитываются заявки областных, городских и районных отделов образования.

Право выбора первого рабочего места имеют выпускники, включенные в банк данных одаренной и талантливой молодежи. При распределении также учитываются: результаты успеваемости; участие в научно-исследовательской, общественной работе; места прохождения производственной и преддипломной практики; состояние здоровья, семейное положение и место жительства семьи. Конечно же, комиссии стараются учесть и интересы самих выпускников. Имеются категории выпускников, которым первое рабочее место предоставляется с учетом определенных обстоятельств. Например, инвалидам в возрасте до восемнадцати лет и инвалидам I или II группы предоставляется место работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо, с их согласия, иное имеющееся в наличии место работы; лицам, имеющим одного из родителей, или мужа (жену)-инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида; лицам, имеющим медицинские противопоказания к работе по полученной специальности и присвоенной квалификации, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья; беременным женщинам, матерям (отцам), имеющим ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию, и при наличии возможности, по их месту жительства. Перечень всех категорий указан в пункте 6 статьи 83 Кодекса РБ об образовании. Также в Кодексе обозначены категории выпускников, имеющих право на самостоятельное трудоустройство.

Кто недоволен

- Почему выпускники не горят желанием отрабатывать потраченные на них государственные деньги ?

Наверное, основная проблема связана с желанием наших выпускников получить от места трудоустройства все и сразу: и высокую зарплату, и интересную работу, и прочие привилегии. К сожалению, такое случается очень редко. Но следует подчеркнуть, что так было всегда. В СССР распределялись все. И выпускника могли направить куда угодно. Никто не ставил вопроса зарплаты и условий проживания. Уезжали, трудились, создавали семьи, оставались или возвращались. Да, сегодня другое время. Но и заинтересованные стороны - вузы и наниматели - стараются, чтобы выпускник был удовлетворен своей работой. Так, например, государством установлены меры социальной поддержки молодых специалистов. Вот лишь некоторые: повышение тарифной ставки (оклада) на 50 процентов молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банк данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета; повышение на 10% должностных окладов молодых специалистов – выпускников БГУ, завершивших обучение с отличием и присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра и работающих по распределению в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в первые 5 лет работы. Кроме этого, многие наниматели дополнительно определяют специальные меры в своих локальных нормативных правовых актах либо в трудовых договорах (контрактах) самих работников.

Как правило, выражают недовольство те, чьи пожелания о трудоустройстве не были удовлетворены. Не думаем, что, если бы им пришлось подыскивать рабочие места самостоятельно, они были бы полностью всем удовлетворены. Исследование рынка труда говорит об обратном. Возможно, многие из них искали бы работу через центры занятости или пошли бы работать не по специальности.

И еще стоит отметить желание почти всех выпускников, которые учились в Минске, остаться работать в столице. Многие из них считают, что если бы они самостоятельно трудоустраивались, то у них было бы больше шансов найти работу здесь. А как быть с регионами? Ведь не все региональные вузы могут обеспечить специалистами всех квалификаций свои регионы.

- Может ли трудоустроиться по распределению выпускник , получивший образование за собственные средства ?

Безусловно, любой выпускник, обучавшийся за собственные средства, может быть распределен. Оставшиеся свободными заявки предлагаются платникам. Также они имеют право обратиться в комиссию с просьбой оказать содействие в поиске первого рабочего места. Некоторые выпускники, работающие у нанимателей либо проходившие практику, приносят заявки этих организаций, и их туда распределяют. Ежегодно в БГУ порядка 20 человек получают направление на работу и статус молодого специалиста.

Анастасия ГОРОШКО

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОЛУЧИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
ИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(в ред. постановлений Совмина от 23.12.2008 N 2010,
от 01.06.2009 N 708, от 22.12.2009 N 1690,
от 23.07.2010 N 1095)

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1702 "Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование")

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844), от 29 июня 2003 года "О профессионально-техническом образовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 76, 2/965), от 11 июля 2007 года "О высшем образовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 171, 2/1349) и определяет порядок распределения выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, и государственных высших учебных заведений (далее - учреждения образования) на места их работы.

2. Распределение выпускников осуществляется учреждениями образования в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих (служащих) и социальной защиты этих специалистов, рабочих (служащих).

3. Действие настоящего Положения не распространяется на выпускников учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. (в ред. постановления Совмина от 22.12.2009 N 1690)

4. Распределению подлежат выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой либо второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, кроме выпускников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, местом постоянного проживания которых являются иностранные государства. Выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования на условиях оплаты, по их желанию могут направляться на работу на места, оставшиеся после распределения выпускников, указанных в части первой настоящего пункта.

Место работы путем распределения не предоставляется выпускникам учреждений образования, включенным Министерством спорта и туризма в списочные составы национальных и сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта, а также выпускникам профессионально-технических училищ, находящихся на территории учреждений уголовно-исправительной системы, республиканских унитарных производственных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, республиканских унитарных производственных предприятий лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

5. Выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, являются молодыми рабочими (служащими) или молодыми специалистами (далее - молодые специалисты) и обязаны отработать один год - после получения профессионально-технического образования, два года - после получения среднего специального или высшего образования. Указанный срок работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения.

Срок отработки после окончания учреждения образования выпускника, получившего профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой либо второй ступени на основе договора на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, в организации, заключившей с ним указанный договор, определяется в соответствии с законодательством. (часть третья п. 5 введена постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708)

6. Контроль за распределением выпускников, перераспределением молодых специалистов, их трудоустройством осуществляют государственные органы, подчиненные или подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, имеющие в своем подчинении учреждения образования.(гл. 1, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1702 "Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование")

Глава 2
ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

7. Распределение выпускников осуществляется комиссией по распределению выпускников учреждения образования (далее - комиссия) не позднее чем за два месяца до окончания выпускниками учреждения образования. Состав комиссии утверждается руководителем учреждения образования ежегодно не позднее 1 февраля. Комиссия начинает свою работу с даты утверждения ее состава и сохраняет свои полномочия до утверждения нового состава комиссии. В учреждениях образования, в которых количество выпускников превышает 500 человек, допускается создание нескольких комиссий. В работе комиссий могут принимать участие представители государственных органов, подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, имеющих в своем подчинении учреждения образования, заинтересованных организаций, для которых осуществляется подготовка кадров, общественных объединений, в том числе профессиональных союзов. Порядок работы комиссии, очередность распределения выпускников определяются учреждением образования в соответствии с требованиями настоящего Положения.

7-1. Руководители учреждений образования ежегодно до 1 апреля информируют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком о планируемом распределении выпускников, включенных в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи, в целях получения от них заявок о направлении к ним на работу этих выпускников. (п. 7-1 введен постановлением Совмина от 23.07.2010 N 1095)

8. Руководители учреждений образования обязаны не позднее чем за месяц до начала распределения организовать работу по ознакомлению выпускников с настоящим Положением, предлагаемыми местами работы и планами распределения, договорами о подготовке рабочих (служащих), специалистов, заявками организаций на требуемое количество рабочих (служащих), специалистов, порядком работы комиссий.

9. Выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование, распределяются на работу в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией в первую очередь в государственные организации и организации с долей собственности государства в их уставных фондах согласно договорам о подготовке специалистов, заявкам на специалистов этих организаций. По мере удовлетворения потребностей в специалистах организаций, указанных в части первой настоящего пункта, возможно распределение выпускников в иные организации, а также рассмотрение заявок организаций о распределении на работу к ним конкретных выпускников. Выпускники, получившие профессионально-техническое образование, распределяются на работу в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией согласно договорам о подготовке рабочих (служащих), заключенным с организациями - заказчиками кадров, а также заявкам на рабочих (служащих). Организации, которые осуществляют или обеспечивают производственное обучение учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, имеют преимущественное право на обеспечение их потребностей в рабочих (служащих). Решение о первоочередном обеспечении потребности в рабочих (служащих) названных организаций принимается органами самоуправления (советом, попечительским советом) учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, с учетом заключенных договоров о подготовке рабочих (служащих). Выпускники, получившие среднее специальное образование, по их желанию могут направляться на работу в качестве рабочих в соответствии с разрядом и квалификацией, полученными в период обучения.

10. Организации, которые не имеют возможности трудоустроить по распределению заявленных ранее выпускников, должны сообщить об этом в учреждение образования не позднее чем за два месяца до начала распределения.

11. Комиссия принимает решение о направлении на работу выпускника с учетом его результатов успеваемости, участия в научно-исследовательской, общественной работе, состояния здоровья и семейного положения, места жительства семьи, места прохождения преддипломной практики, а также рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении этого выпускника на работу и его личных пожеланий. (в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708) Работу выпускнику от имени комиссии предлагает ее председатель. Правом первоочередного распределения пользуются выпускники, включенные в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи. (в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095) Выпускники, обучавшиеся на основе договоров на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, направляются комиссией на работу в соответствии с договорами на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов. (часть четвертая п. 11 введена постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708)

12. Комиссия принимает решение открытым голосованием большинством голосов. При одинаковом количестве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель комиссии. Решение о направлении на работу принимается, как правило, в присутствии выпускника. Решение о направлении на работу выпускника, который не явился на заседание комиссии, принимается в его отсутствие. При распределении могут учитываться ранее высказанные пожелания выпускника. Комиссия ведет протокол заседания и оформляет ведомость распределения выпускников по форме согласно приложению 1.

13. Направление выпускников на работу осуществляется учреждением образования путем выдачи им свидетельства о направлении на работу по форме согласно приложению 2.

14. Выпускникам - инвалидам I или II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с согласия выпускника иное имеющееся в наличии место работы. Выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, место работы предоставляется по желанию выпускника и при наличии возможности по месту жительства данного родителя, мужа (жены). Выпускникам - детям лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10, подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 147, 2/1336), место работы предоставляется при наличии возможности по желанию выпускника. (часть третья п. 14 введена постановлением Совмина от 23.07.2010 N 1095) Выпускникам, имеющим медицинские противопоказания к работе по полученной профессии (специальности), место работы предоставляется с учетом состояния здоровья. Выпускникам - детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением обучавшихся на основе договоров на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов), место работы предоставляется по месту закрепления за ними жилых помещений, либо по месту включения их в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо с их согласия - в населенных пунктах, где им будет предоставлено место для проживания в общежитии. (часть четвертая п. 14 введена постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708)

15. Выпускнику - жене (мужу) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, направленного на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, а также лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников место работы предоставляется при наличии возможности по месту прохождения службы мужа (жены). (в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)

16. Выпускникам (мужу и жене), которые должны быть направлены на работу по распределению одновременно, место работы при наличии возможности предоставляется в одном населенном пункте. Выпускнику - мужу (жене), жена (муж) которого направлена на работу по распределению ранее, место работы при наличии возможности предоставляется в том же населенном пункте. Выпускнику - мужу (жене), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, место работы предоставляется по его (ее) желанию и при наличии возможности по месту жительства и (или) работы жены (мужа). (часть третья п. 16 в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)

17. Выпускникам - беременным женщинам, матерям или отцам, которые имеют ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о направлении на работу, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства семьи.

18. Выпускникам, гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за ее пределами, при наличии возможности может быть предоставлено место работы по месту жительства по запросу находящейся там организации Республики Беларусь.

18-1. Порядок распределения выпускников, предусмотренный в пунктах 15 - 18 настоящего Положения, не распространяется на выпускников, обучавшихся на основе договоров на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов. (п. 18-1 введен постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708)

19. Вопрос о распределении выпускника в случаях, предусмотренных в пунктах 14 - 17 настоящего Положения, рассматривается при представлении выпускником в комиссию, направляющую его на работу, следующих документов:

  • копии удостоверения инвалида - для выпускников - инвалидов I или II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также для выпускников, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы;
  • медицинской справки о состоянии здоровья - для лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной профессии (специальности); (в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095)
  • копии свидетельства о браке и справки с места работы о занимаемой должности мужа (жены) - для выпускника, который имеет мужа (жену), избранного на выборную должность в государственные органы, нап
  • равленного на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, а также для лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников; (в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)
  • выписки из медицинских документов - для беременных женщин;
  • копии свидетельства о рождении ребенка - для выпускников, которые имеют ребенка в возрасте до трех лет;
  • копии свидетельства о браке и свидетельства о направлении на работу жены (мужа), а также выписки из трудовой книжки (копии трудовой книжки) жены (мужа) - для выпускников, которые имеют жену (мужа), направленную на работу по распределению ранее;
  • копии свидетельства о браке и свидетельства о направлении на работу - для супругов, которые направляются на работу по распределению одновременно;
  • копии свидетельства о браке, справки с места работы или жительства мужа (жены) - для выпускников, желающих получить распределение по месту работы или постоянного жительства жены (мужа).

20. Выпускникам государственных учреждений образования может быть предоставлено право самостоятельного трудоустройства в случаях: предусмотренных в пунктах 14 - 17 настоящего Положения при невозможности предоставления соответствующего места работы; если комиссия не может предоставить место работы по полученной специальности (профессии) и присвоенной квалификации.

При принятии решения комиссией о самостоятельном трудоустройстве выпускника, а также в случае получения выпускником среднего специального или высшего образования на условиях оплаты ему выдается справка о самостоятельном трудоустройстве по форме согласно приложению 3.

21. Выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве осуществляется учреждением образования не позднее одного месяца после окончания выпускником учреждения образования при представлении им документа, удостоверяющего личность. (в ред. постановления Совмина от 23.12.2008 N 2010)

22. Учреждения образования осуществляют перераспределение молодых специалистов на протяжении одного года после получения профессионально-технического образования, двух лет - после получения среднего специального или высшего образования, двух лет - после прохождения стажировки (интернатуры) выпускниками высших медицинских учреждений образования в случаях: (в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)

    возникновения обстоятельств, указанных в пунктах 14 и 15, частях второй и третьей пункта 16 настоящего Положения;
  • беременности, наличия ребенка в возрасте до трех лет;
  • отказа нанимателя в приеме на работу молодому специалисту, направленному в соответствии с заявкой этого нанимателя (договором о подготовке специалиста, рабочего (служащего);
  • расторжения срочного трудового договора по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 Трудового кодекса Республики Беларусь);
  • прекращения трудового договора с молодым специалистом вследствие восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, нарушения установленных правил приема на работу (пункты 2 и 3 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь);
  • расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в случаях, предусмотренных в пунктах 1, 2 и 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • невозможности предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией по окончании службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь при желании молодого специалиста продолжить работу по направлению;
  • перевода молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (пункт 4 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией;
  • отчисления из учреждения образования, обеспечивающего получение образования более высокого уровня (ступени) в дневной форме.

Перераспределение квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, работающих в соответствии с договором на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, осуществляется учреждениями образования при условии его расторжения по уважительным причинам, предусмотренным в частях третьей и четвертой пункта 10 Положения о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2000 г. N 406 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 33, 5/2876), или изменения условий договора в части места работы на протяжении срока отработки после окончания учреждения образования. (часть вторая п. 22 введена постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708)

При решении вопроса о перераспределении в случаях, предусмотренных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта, место работы предоставляется в порядке, предусмотренном соответственно в пунктах 14, 15, частях второй и третьей пункта 16, пункте 17 настоящего Положения.

Учреждения образования, подчиненные Министерству здравоохранения, согласовывают решение о перераспределении молодых специалистов с Министерством здравоохранения в определяемом им порядке. Учреждения образования, подчиненные Министерству сельского хозяйства и продовольствия, согласовывают решение о перераспределении молодых специалистов с областными исполнительными комитетами в определяемом ими порядке. (в ред. постановлений Совмина от 01.06.2009 N 708, от 23.07.2010 N 1095)

Для рассмотрения вопроса о перераспределении молодой специалист обращается в учреждение образования, направившее его на работу, с заявлением, прилагая документы, подтверждающие его право на перераспределение в соответствии с пунктом 6.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 119, 1/11590) (далее - Перечень).
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095)

Перераспределение осуществляется комиссией в порядке, установленном в пункте 9, частях первой и второй пункта 11, пунктах 12 и 13 настоящего Положения.

После принятия решения о перераспределении выпускнику выдается новое свидетельство о направлении на работу.

КонсультантПлюс: примечание.
Основания для освобождения молодого специалиста от возмещения средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на его подготовку, предусмотрены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2006 N 1255.

В случае невозможности предоставления комиссией при перераспределении места трудоустройства в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией молодой специалист при наличии оснований для освобождения от возмещения средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на его подготовку, вправе обратиться в учреждение образования за получением справки о самостоятельном трудоустройстве в соответствии с подпунктом 6.5.1 пункта 6.5 Перечня. (в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095)

Молодой специалист, получивший справку о самостоятельном трудоустройстве, теряет статус молодого специалиста.

23. Свидетельство о направлении на работу и справка о самостоятельном трудоустройстве являются бланками строгой отчетности, которые изготавливаются и используются в соответствии с законодательством.

24. Выдача дубликатов свидетельств о направлении на работу и справок о самостоятельном трудоустройстве осуществляется при представлении документов в соответствии с подпунктами 6.1.5 и 6.1.6 пункта 6.1 Перечня.
(в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095)(гл. 2, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1702 "Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование")

Глава 3
ГАРАНТИИ И ПОРЯДОК ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

25. По окончании обучения в учреждении образования молодым специалистам предоставляется отдых продолжительностью один календарный месяц, а получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям - 45 календарных дней, независимо от того, когда у них были последние каникулы.

26. Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование, выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, получившим профессионально-техническое образование - из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада. Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха. Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям, выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов учреждением образования, которое они окончили, из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре. В случае, если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре, им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

27. Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом, предусмотренные законодательством.

28. Молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделять средства с целью компенсации затрат на найм жилых помещений у граждан.

29. На молодых специалистов, направленных на работу в организации, которые размещаются в зонах радиационного загрязнения, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством для лиц, проживающих и работающих в этих зонах.

30. Молодой специалист обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу, и отработать по распределению срок, установленный в пункте 5 настоящего Положения.

В срок работы по распределению молодого специалиста засчитываются:
период службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь; (в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)
период нахождения после окончания учреждения образования в отпуске по уходу за ребенком и ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет;
время работы у другого нанимателя (в случае перераспределения).

Наниматель обязан принять на работу прибывшего по направлению молодого специалиста и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.

31. Молодой специалист, который до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию призывается на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, письменно уведомляет об этом учреждение образования и нанимателя. За два месяца до окончания срока службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь молодой специалист письменно уведомляет нанимателя о своем намерении работать по направлению по окончании срока службы. Если молодой специалист, призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, не намерен трудоустраиваться по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, по окончании службы, он обращается в учреждение образования за перераспределением или получением справки о свободном трудоустройстве. Выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование на основе договора на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь до либо после его трудоустройства, по окончании службы обязан доработать срок отработки после окончания учреждения образования. (п. 31 в ред. постановления Совмина от 01.06.2009 N 708)

32. Молодой специалист, который до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию зачислен в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени), обязан в течение трех дней после зачисления письменно уведомить о своем зачислении нанимателя, учреждение образования и вернуть свидетельство о направлении на работу в учреждение образования.

33. Если молодой специалист без уважительной причины не прибыл к месту работы в срок, указанный в уведомлении к свидетельству о направлении на работу, наниматель и молодой специалист обязаны в трехдневный срок уведомить об этом учреждение образования.

34. Молодой специалист, прибывший к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, и получивший отказ нанимателя в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу, обязан обратиться в учреждение образования за перераспределением.

35. Наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение одного года после получения профессионально-технического образования, двух лет - после получения среднего специального или высшего образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.

36. Увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией, до окончания срока работы по распределению запрещается, за исключением случаев:

  • перехода на выборную должность (пункт 4 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь)
  • принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;
  • зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
  • нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 Трудового кодекса Республики Беларусь);
  • увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 4 - 9 статьи 42, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пунктах 1 - 3, 5, 6 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Увольнение квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование на условиях целевой подготовки, до окончания срока отработки после окончания учреждения образования допускается:
в случае расторжения договора на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов по уважительным причинам, предусмотренным в частях третьей и четвертой пункта 10 Положения о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов;
по основаниям, предусмотренным в пунктах 4, 5, 7, 8, 9 статьи 42, статьей 44 (за исключением пункта 4) и в пунктах 1, 2 - 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь. (часть вторая п. 36 введена постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708)

37. Наниматели и молодые специалисты обязаны в трехдневный срок письменно сообщать в учреждения образования о приеме на работу или увольнении молодых специалистов в течение одного года после получения ими профессионально-технического образования, двух лет - после получения среднего специального или высшего образования первой и второй ступени.

37-1. На выпускников, получивших среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования на условиях оплаты, по их желанию направленных на работу, распространяются гарантии, предусмотренные настоящим Положением. (п. 37-1 введен постановлением Совмина от 01.06.2009 N 708; в ред. постановления Совмина от 23.07.2010 N 1095) (гл. 3, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1702 "Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование")

Глава 4
ДОКУМЕНТЫ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

38. Основными документами учета распределения и трудоустройства выпускников учреждений образования являются:

  • протоколы заседаний комиссии;ведомость распределения выпускников;
  • свидетельство о направлении на работу;
  • справка о самостоятельном трудоустройстве;
  • книга учета выдачи справок о самостоятельном трудоустройстве и подтверждений о приеме на работу;
  • книга учета выдачи свидетельств о направлении на работу и подтверждений о приеме на работу;
  • отчет о распределении и трудоустройстве выпускников согласно утвержденным в установленном порядке формам государственных статистических наблюдений.

Формы и порядок ведения книг учета выдачи справок о самостоятельном трудоустройстве и подтверждений о приеме на работу, книг учета выдачи свидетельств о направлении на работу и подтверждений о приеме на работу устанавливаются учреждениями образования.

39. Отчет о распределении и трудоустройстве выпускников учреждения образования представляют:

  • областным (Минскому городскому) управлениям статистики;
  • учредителю учреждения образования;
  • Министерству образования.

40. Учреждения образования ведут ведомость персонального учета выпускников по форме согласно приложению 4 , кроме выпускников из числа иностранных граждан, в течение года после окончания учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, двух лет - после окончания высшего учебного заведения, учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования. (гл. 4, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 N 1702 "Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование")

Правообладатель иллюстрации Anna Wezhel Image caption Университетская практика и работа по распределению зачастую не оправдывает ожиданий студентов

В России в последнее время вновь заговорили о трудовом распределении после вузов: вернуть эту советскую практику президента Владимира Путина просили во время ежегодной "прямой линии", а в апреле соответствующий законопроект был внесен в Госдуму (правда, его вернули авторам на доработку еще на стадии комитета).

Русская служба Би-би-си рассказывает, как эта система до сих пор функционирует в соседней стране - Беларуси.

"От призыва в армию отделаться можно. От распределения - никак! Мой "долг родине" даже длиннее армейской службы и обещает не меньший экстрим", - говорит Максим, завсегдатай минских тусовок. К 1 августа он обязан явиться в райцентр на юге Беларуси.

И, скорее всего, явится: 98% получивших направление на работу (данные минобразования по итогам 2017 г.) предпочитают не рисковать.

В Беларуси с советских времен действует система распределения выпускников высших и средне специальных учебных заведений, но среди новшеств последних лет - более чем стопроцентное возмещение госрасходов за обучение для нежелающих отрабатывать назначенный срок. Система контроля за этими выплатами строга: не рассчитавшись с государством, не можешь, например, выехать за границу или оформить кредит.

  • "Очень государственное дело": в Беларуси ужесточают контроль за интернетом

Впрочем, для молодых специалистов предусмотрены льготы, и есть возможность воспользоваться распределением так, "чтобы не было мучительно больно" (как советовала советская классика).

Уехать в деревню

"В агрогородок Обольцы я приехал два года назад, направили после Витебского медуниверситета и года интернатуры в районной больнице. Месяц ночевал то у местных, то в своем кабинете руководителя сельской амбулатории, потом очень холодно стало, и нашлась эта печка - я забрался на лежанку, подложив под себя все, что было в моей дорожной сумке", - улыбаясь рассказывает молодой врач Виталий Волоткевич.

Image caption На печи можно читать, но если спать - то только по диагонали

Печка нашлась в старом деревенском доме с прогнившим полом и удобствами во дворе, да и то по счастливому случаю: занимавшая его половину молодая учительница, отработав положенное по распределению, уехала из Обольцев, а новый педагог к назначенному месту отработки не прибыл.

По закону распределенным молодым специалистам могут предоставить жилье, на местах оно - как получается.

В "наследство" молодому врачу досталась старая стиральная доска ("Раритет! - Виталий демонстрирует фото своего заселения. - Такие только в старых букварях есть, где "Мама на кухне стирала белье"), кочерга и швабра. Бонус - стеклопакеты в окнах, установленные прежней мерзшей тут квартиранткой.

Забитую сажей грубку - обогревающую комнату печь - пришлось сломать и выложить по новой; на старой печной лежанке Виталий отогревается, возвращаясь с работы домой; готовит в мультиварке (газа нет); белье постирать возит к маме за 30 километров. Пообщаться со сверстниками, в кино, театр или прочие развлекательные места едет в Минск, и такая поездка, как правило, планируется не на день: автобус из Обольцев в районный Толочин отправляется под вечер и 30 километров одолевает за час 40 минут; затем поезд или электричка - и в столице окажешься посреди ночи.

Все остальное - в порядке, утверждает Волоткевич. Зарплата молодого руководителя сельской амбулатории - приблизительно 400 долларов вместе с надбавками, положенными молодому специалисту на селе, - завидная для периферии (средняя зарплата в Беларуси не достигает обещанных президентом Лукашенко 500 долларов; заработки на селе, как правило, вдвое-второе ниже городских).

Амбулатория, где начальствует Виталий Владимирович, - аккуратная и оснащенная необходимым небольшая поликлиника, с дневным стационаром, кабинетом физиопроцедур, лабораторией, зубоврачебным кабинетом и аптечным киоском. Коллектив, по его словам, - отличный.

Вот только оставаться в Обольцах молодой врач не собирается. Признается: старается с зарплаты подкопить "для нового старта".

"В деревне ты на обочине жизни получаешься. Деревня доживает свой век, молодежь тут не остается. Перспектив нет", - констатирует молодой врач.

Image caption Агрогородок, куда отправили работать молодого врача, - большая старая деревня, где почти не осталось молодежи

Выпускники бюджетной формы обучения в Беларуси обычно отрабатывают по распределению два года; но Виталий Волоткевич так называемый "целевик" - поступал в медуниверситет по направлению-договору учреждения здравоохранения.

Такие целевые направления от предприятий либо организаций дают абитуриенту право бесплатно получить высшее, среднее специальное, профессионально-техническое и послевузовское образование (для "целевиков" при поступлении - отдельный конкурс). Государство оплачивает учебу "целевиков", чтобы восполнить нехватку кадров в социально значимых сферах; но срок обязательной отработки после учебы для получивших высшее образование - не менее пяти лет.

Отработать по распределению Волоткевичу нужно еще три года.

Стать звездой

31-летний Денис Никифоров - знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

"Мы стали локомотивом инициатив", - улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии - на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Image caption Эти солнечные батареи с автоматизированной системой полива директор закупил для школьных теплиц

Необходимое пояснение: Осиновка хоть и в статусе агрогородка, но обыкновенная старая деревня. Большая по белорусским меркам - около 400 жителей. Двухэтажная кирпичная школа вмещает и детский сад, а потому официально учреждение называется длинно и по-чиновничьи мудрено. В школе 50 учеников (в Осиновку приезжают еще из 4 окрестных деревень), в детсаду 6 воспитанников. Директор оснастил школу WiFi, но пароль - признается - меняет едва ли не каждое утро, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Денис родился и учился в Могилеве - крупном областном центре на юге Беларуси, а в Чаусский район (пострадавший от Чернобыльской аварии) попросился вслед за женой-однокурсницей. По распределению молодые супруги (историки-археологи, согласно диплому) работали в школах разных деревень, но по истечении двух положенных лет отработки обосновались в райцентре Чаусы.

В Осиновку, за 15 км от Чаусов, Денис Никифоров уже шесть лет приезжает каждое утро.

"Если не любить место, где работаешь, не любить дело, которым занимаешься, - ничего не получится. А я так не могу. Если я что-то делаю, это должно быть лучше, чем у всех. Я здесь себя чувствую комфортно, чувствую поддержку своего коллектива, поддержку местных жителей и местных властей", - говорит Никифоров.

"Любой мегаполис, любой крупный город не может существовать без села. Кто-то должен здесь, на селе, быть. И кто, если не мы? " - добавляет он.

Двое молодых педагогов, распределенных в Осиновку, остались работать в школе под руководством Никифорова и по истечению обязательного срока.

Сколько и в каких профессиональных сферах остается вообще, доподлинно не известно - в ответственном за распределение выпускников министерстве образования сообщили, что такая статистика не ведется.

Перераспределиться

Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.

Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист "принадлежит" организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.

Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие "льготники". В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.

  • Петь и считать звезды: как Ольга Васильева руководит образованием в России

В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.

"Почему уходят? Низкая зарплата - ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) - получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, - с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел", - рассказывает Анатолий.

Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. "И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки", - говорит он.

Откупиться от государства

Маша Русина при поддержке родителей от белорусского государства "откупилась" - выплатила Гродненскому аграрному университету всю начисленную за годы обучения сумму, получила диплом и уехала за границу.

Говорит, что диплом регионального вуза обошелся ее семье в 5000 долларов "с хвостиком".

Суммы возмещения рассчитывает деканат, они превышают стоимость всего срока обучения и разнятся в зависимости от вуза: недавний выпускник столичного Белгосуниверситета утверждает, что "откупился" за 12 500 долларов, и это дороже, чем если бы учился на платном.

Маша Русина разлюбила выбранную специальность агронома уже во время студенческой практики, когда постижение тонкостей специальности оборачивалось неквалифицированной работой на колхозных полях.

Правообладатель иллюстрации Maria Rusina Image caption Маша Русина "откупилась" от белорусского государства и занимается продажей итальянского вина

"На данный момент у меня свой бизнес по импорту итальянского вина в Польшу, я занимаюсь его оптовой и розничной продажей. У меня есть свой винный бар во Вроцлаве", - рассказывает девушка. В винном баре она начинала официанткой и только спустя годы выкупила бизнес, стала владельцем фирмы.

"Лучшая сторона моей нынешней работы - поездки по винодельням Италии, дегустация и выбор вина. Я прошла курсы сомелье. В чем-то мне даже пригодилось мое образование, потому что виноград - это растение, ботаника. Но одного белорусского университетского образования мне бы точно было не достаточно, чтобы заниматься моим бизнесом", - говорит Маша.

Сменить специализацию без отработки по распределению в Беларуси ей бы не удалось. Даже поступившие в магистратуру обязаны отработать свои два (или больше) года после выпуска.

Систему распределения распространят на "платников"

Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив - вот малый перечень претензий противников распределения.

Главный козырь сторонников - государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).

  • Криптосвобода по-белорусски. Создаст ли Лукашенко цифровую державу?

Вице-премьер Василий Жарко в конце января поставил задачу: в нынешнем году распределение должно быть стопроцентным, то есть обязательным и для тех, кто платил в годы студенчества за учебу.

Министр образования Игорь Карпенко в средине июня сообщил, что более тысячи "платников" из нынешнего выпуска (примерно 1/30 часть) уже попросили распределения.

Преграда на пути к Болонскому процессу

Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе - программе интеграции европейского образовательного пространства - Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с "дорожной картой".

Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает "закрыть" прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров…

"Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся - если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок - и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры - там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы", - рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.

Ольга просит не называть ее настоящее имя - с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.

"Такая вот "свобода". Попадаешь в систему - и тоже как крепостной. С дипломом", - поясняет врач.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх